Во Вторую мировую немцы вступили, имея на снабжении 114 типов грузовых машин. Это не считая полученные весной 1939 года грузовики чехословацкого производства. Надо сказать, что немецкие военные увидели проблему задолго до начала войны и даже пытались ее решить. Но что-то явно пошло не так. Если с легковыми машинами минимальной унификации удалось добиться, то с грузовиками дела обстояли совсем иначе. Во второй половине 30-х годов немецкая армия стала получать единые легковые автомобили повышенной проходимости, которых оказалось больше, чем аналогичных машин на базе гражданских шасси. С грузовиками ситуация оказалась куда сложнее. Единый грузовик повышенной проходимости в серию пошел, но он и близко не подошел к статусу основного.
При разработке единого полноприводного армейского грузовика немецкие военные явно ориентировались на "единые легковые". На момент создания грузовик, известный под обозначением Einheitsdiesel (единый дизель), являлся самым совершенным в своём классе. Он отличался полностью независимой подвеской, полным приводом, а также установкой дизельного мотора. Вопреки мифам о том, что вся солярка уходила немецкому флоту, еще на начало Второй мировой войны в вермахте имелось несколько десятков тысяч дизельных грузовиков. Особенно это касалось грузовых автомобилей среднего и тяжелого класса. Еще одним отличием Einheitsdiesel стало то, что он действительно являлся «единой» машиной. Всего он выпускался 9 заводами, при этом грузовики разных производителей отличались только табличками и номерами шасси.
Всего было выпущено до 14 тысяч таких грузовиков, но вскоре после начала войны их выпуск прекратили. Einheitsdiesel оказался слишком сложным и дорогим. В первый же год Великой Отечественной войны основная часть этих грузовиков была потеряна. Теряли их и в боях лета 1941 года. Осенью 1941 года выяснилось, что проходимость машины, при полной загрузке, недостаточная. Ныне этих грузовиков сохранилось менее десятка.
В субботу 25 июня на выставке «Моторы Войны» состоится динамический показ немецкого грузового автомобиля Einheitsdiesel. Представленный на выставке экземпляр был потерян летом-осенью 1941 года под Смоленском, его реставрация закончилась летом прошлого года. Начало показа в 12:00, адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.