Самоходная штурмовая гаубица на трофейном французском шасси

Jun 01, 2022 12:04

Едва ли не первыми, кто активно занялся самоходной артиллерией на гусеничных шасси, стали французы. Если у большинства стран гусеничные САУ ограничились опытными машинами и крошечными сериями, французы в годы Первой мировой войны продвинулись очень далеко. Они хорошо для себя уяснили полезность орудий с высокой подвижностью, особенно что касается тяжелой артиллерии. В результате на свет появилась масса самоходных орудий. Часть из них на войну не успела, тем не менее, САУ с орудиями калибра 194 и 280 мм изготовлялись десятками штук. Французы работали по широкому фронту: в серию пошли легкие штурмовые САУ, также изготовлялись "самоходные лафеты" разного класса и калибра. Правда, есть маленькое "но": после окончания Первой мировой войны работы по данной теме замерли, поскольку у заказчика банально прекратилось финансирование.

Снова к самоходной артиллерии французы вернулись уже в 30-е годы. Вопрос в том, что подход теперь стал совершено иным. Про "самоходные лафеты" тяжелого класса вспоминали редко, основным направлением стали "штурмовики" и истребители танков. Основная часть этих машин оказалась либо тупиковыми разработками, либо была изготовлена в виде опытных экземпляров. Гаубичных САУ среди них почти не было, мелькает разве что проект установки 105-мм гаубицы в бронетранспортере Lorraine 39 L. По большому счету, французская программа самоходной артиллерии стала типичным для них пшиком, который закончился непонятными эрзацами. Вместе с тем, на самом деле САУ с использованием французских танков построили много. И истребителей танков, и гаубичных САУ. Правда, с одним маленьким нюансом. Строили их, как и применяли, немцы.


По итогам французской кампании мая-июня 1940 года немецкой армии досталась большая куча французских танков. Из них ценность представляли 2 машины - Horchkiss H 39 и SOMUA S 35. Именно у них наблюдалось более-менее приличное сочетание подвижности, надежности, живучести и огневой мощи. Остальные танки выглядели, скажем так, крайне спорно. Касалось это и Char B1 bis, коих немцы смогли ввести в строй, по разным данным, от 150 до 180 штук. "Боевой" танк, по факту тяжелый, считается одним из символов французских бронетанковых сил военного периода, но по факту успехи его применения слегка преувеличены. Да и немцы быстро поняли, с чем имеют дело. На советско-германском фронте их применяли всего 2 раза (для сравнения, Horchkiss H 39 и SOMUA S 35 активно воевали минимум до осени 1944 года включительно). Кроме того, довольно быстро появились идеи о спецмашинах на базе 32-тонного класса. Примерно половина Pz.Kpfw.B2 (f), так он именовался в немецкой армии, была переделана в огнеметные танки. Еще часть переделали в САУ, известные как САУ 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkaia-nemeckaia-gaubica-na-tiajelom-francuzskom-shassi-62612974f60e5a52fbba743a

Другие статьи по немецким САУ на трофейных базах:
История установки на французские транспортеры Renault UE противотанковых орудий
10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) и другие конверсии трофейного английского танка Light Tank Mk.VI за авторством Альфреда Беккера

самоходные лафеты, трофейное, char b

Previous post Next post
Up