То, что целый ряд советских инженеров-ракетостроителей работала поначалу на авиацию, не является большим секретом. Тот же Королёв занимался ракетопланами. Его РП-318 стал первым советским пилотируемым ракетопланом с ЖРД. Стоял на нем ЖРД ОРМ-65 конструкции В.П. Глушко.
Дальше были арест и шарашка, причем там Глушко продолжал работы по ЖРД для самолетов. В 1944 году Глушко и Королёва освободили, Валентин Петрович продолжал работы по ЖРД, который являлся вспомогательным для самолетов с поршневыми моторами. Глушко развивал двигатель РД-1, в результате не свет появилось еще несколько таких двигателей. Среди них был и РД-1ХЗ химическим повторным зажиганием. Ставился он на целый ряд опытных самолетов, причем прибавка скорости от него оказалась вполне приличной - более 150 км/ч. Ныне натурный образец двигателя можно видеть в экспозиции питерского музея космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко.
Двигатель компактный, поскольку являлся не основной силовой установкой, а ускорителем.
Монтировался он обычно в хвостовой части самолета.
Двигатель давал дополнительную тягу до 300 кг, что для самолетов того периода очень некисло. У иных самолетов с подобным ускорителем скорость повышалась на 180 км/ч.
В крупную серию мотор не пошел, поскольку тема гибридных самолетов довольно быстро сошла на нет.
Кратко о моторе.