Первые командирские танки появились еще еще в годы Первой мировой войны. Необходимость координации между танками быстро потребовала боевую машину, лишенную (полностью или частично) вооружения. Вместо него, а часто и вместо башни, ставилась рубка, внутри которой размещали радийное оборудование. Первыми командирские танки создали французы, во второй половине 20-х годов этой же темой занялись англичане. В случае с английскими машинами получились единичные образцы, зато их реализация командирского танка оказалась более эффективной. У француза внутри было слишком мало места, английская машина оказалась куда более просторной. Вместе с тем, у обеих машин имелись и минусы. Касалось это и того немаловажного фактора, что командирскую машину было несложно вычислить. Естественно, это тут же приводил к концентрации огня по ней. Примерно то же самое происходило с радийными танками, оснащенными поручневыми антеннами. Огонь велся именно по ним.
Первыми тот факт, что по командирским танкам бьют в первую очередь, ощутили на себе немцы. Они пошли по французскому и английскому пути, взяв сначала шасси Pz.Kpfw.I, а затем Pz.Kpfw.III. Справедливости ради, Pz.Bef.Wg., чья разработка началась еще в конце 1935 года, изначально предполагался как боевая машина, практически полностью повторявшая базовый танк. Даже вращающаяся башня и вооружение сохранялись на месте. Но дальше работы пришли к тому, что нормально экипаж не размещался, потребовалось пушку из боевого отделения убирать. Так что Pz.Bef.Wg. получился с макетным орудием и одним пулеметом во лбу башни. Конечно, танк постарались "закамуфлировать", но то, что 13 машин было повреждено еще в боях сентября 1939 года, о кое-чем говорило. Еще более существенные потери понесли в мае-июне 1940 года - 69 командирских танков всех типов списали в безвозврат. Из частей пошли требования вернуться к исходной концепции, то есть полноценному танку с полноценным вооружением.
В марте 1941 года 6-й отдел Департамента Вооружений инициировал работу по созданию Pz.Bef.Wg., имеющему полноценное вооружение. Изначально танк именовался как Pz.Bef.Wg.III Ausf.D, поскольку относился к 4-й серии командирских машин. Впрочем, к лету индекс поменяли на Pz.Bef.Wg. Ausf.J, поскольку решили привязать к базовому шасси. Внешне этот танк был похож на обычный Pz.Kpfw.III Ausf.J, по боевой эффективности он оказался почти равнозначен линейному танку. Вместе с тем, еще до запуска Pz.Bef.Wg. Ausf.J появилось понимание - башня Pz.Kpfw.III всё же маловата. Поэтому весной 1942 года появился проект другого Pz.Bef.Wg. - с башней от Pz.Kpfw.IV. Данная работа имела отношение к программе Pz.Kpfw.III Ausf.K, который даже не стали строить в виде опытного танка. Зато Pz.Bef.Wg. Ausf.K строился вполне серийно. Он стал последним командирским вариантом Pz.Kpfw.III.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/posledniaia-komandirskaia-treshka-6255e3c00413f5334f241b9f Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor KruppИстория создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развитияИстория создания Rheinmetall Leichttraktor SelbstfahrlafetteНемецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилосьСтатья по экспортному среднему танку m.K.A.История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.AИстория Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоеватьИстория Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танкаPz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвескуИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвескеИстория Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляровИстория Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танкаСтатья по Pz.Kpfw.III Ausf.HИстория Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катковИстория немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-HPz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооруженийИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годовИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себяИстория Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.JЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годахИстория создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержкиИстория Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N