Красную Армию нередко ругают за ее автотракторный парк. С одной стороны, ругать действительно есть за что. С другой стороны, если посмотреть на ситуацию внимательно, то дела обстояли далеко не так плохо, как это преподносят. Особенно это касается гусеничных тягачей. Даже если смотреть на гусеничные трактора гражданского происхождения, то и тут дела не так уж и безнадежны. Да, те же С-65 совсем не отличались высокой подвижностью, но у ряда армий мира альтернативой им были лошади. Если смотреть на ситуацию с позиции "либо трактор, либо лошадь", то она начинает обретать слегка иной вид. Не говоря уже о том, что в командовании Красной Армии отнюдь не сидели, сложа руки. С-65, СТЗ-3 и прочие тихоходные машины являлись вынужденной мерой. Параллельно работали и над гусеничными тягачами специальной разработки.
Начинала Красная Армия с моделей, которые выпускались по лицензии. Наиболее совершенной среди них был трактор "Коммунар", по факту немецкий Hanomag WD Z 50. Последовательно его модернизировав, на ХПЗ добились повышения мощности с 50 до 90 лошадиных сил, а скорости с 7 до 15 км/ч. Кому-то может показаться этого мало, но вообще это вполне типичная скорость в колонне. Тот же С-65 стал результатом развития трактора С-60, он же Caterpillar Sixty. В случае с продукцией ХПЗ позже появился очень удачный для своего времени трактор "Коминтерн", разгонявшийся до 29 км/ч. И дело не только в скорости: "Коминтерн" был уже полноценным арттягачом, с комфортной закрытой кабиной и кузовом, где мог размещаться боезапас, а также расчет орудия. Что же касается средних и легких тягачей, их и вовсе пришлось создавать с нуля. За рубежом банально не нашлось адекватных аналогов, которые можно было сразу пустить в серию.
К концу 30-х годов в Красной Армии сформировалось четыре основных класса артиллерийских тягачей. Это тягачи противотанковой артиллерии, тягачи дивизионной артиллерии, тягачи корпусной артиллерии и тягачи артиллерии особой мощности, которые также могли применяться как танковые эвакуаторы. Реально беда была только с тягачами корпусной артиллерии, а по остальным классам работы продвинулись очень далеко. Касается это и гусеничных тягачей противотанковой артиллерии, тут Красная Армия была впереди планеты всей. С 1937 года на московском заводе №37 выпускались полубронированные тягачи "Комсомолец". Они стали самыми массовыми в классе, да и не будет сильным преувеличением говорить о том, что это была лучшая машина в классе. Особенно если мы говорим про довоенные разработки. Ныне таких машин сохранилось совсем немного. "Эталонных", то есть максимально аутентичных экземпляров, и вовсе два. Первый, машина третьей серии позднего выпуска, находится в Музее отечественной военной истории. Мы же поговорим о второй машине - ранней машины третьей серии, из коллекции Евгения Шаманского. Сейчас ее можно видеть на выставке "Моторы Войны".
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vickers-utility-tractor-zdorovogo-cheloveka-627d1dcc3f62b87f9fabdc16 Другие статьи по советским гусеничным и полугусеничным тягачам, а также машинам на их базе.
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-22М, успешно прошедший испытания, но не успевший на конвейерК 80-летию принятия на вооружение Красной Армии полугусеничного тягача ЗИС-42Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5Проекты транспортных тракторов, которые должны были заменить в производстве СТЗ-5Попытка Ирбитского Мотоциклетного Завода создать гусеничный мотоцикл на агрегатах М-72История бронетрактора ХТЗ-16, принятого на вооружение Красной Армии 80 лет назадБронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2Проект многоцелевой инженерной машины 212 (С.Т.), которая должна была использоваться в качестве тяжелого танкового эвакуатораПопытки создания на заводе №183 в Нижнем Тагиле тяжелого артиллерийского тягача с использованием базы Т-44