Самая массовая из ранних "трешек"

Feb 17, 2022 11:59

В начале 30-х годов система вооружения немецкой армии начала постепенно трансформироваться. Первоначально в ней было место только среднему танку A.W.20, позже переименованному в Großtraktor. Но еще до постройки этих машин появился 6-тонный танк Kleintraktor, который также переименовали - в Leichttraktor. Обозначение Kleintraktor никуда не девалось: его по наследству передали 3-тонному 3-местному танку. Он, впрочем, получился совсем не 3-тонным, и не 3-местным, и не с 20-мм автоматической пушкой. Да и Leichttraktor оказался совсем не 6-тонным. После испытаний в Советском Союзе, которые закончились откровенным провалом, стало понятно, что машину нужно полностью переделывать. В результате на свет появился совершенно новый танк, который обозначили как Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). Даже на старте он имел боевую массу 10 тонн, спустя полгода она выросла до 12. В результате Z.W. однозначно стал средним танком, причем тенденция к росту массы никуда не делась.

Первоначально по Z.W. предполагался конкурс, в котором участвовали Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Стоит отметить, что Daimler-Benz в программе Leichttraktor участвовать отказалась. Видимо, Фердинанд Порше, на тот момент занимавший там должность главного конструктора, о чем-то догадывался. В новом же конкурсе Daimler-Benz очень быстро обошла бывших фаворитов, Krupp и Rheinmetall-Borsig, тем достался только конкурс по башням. Выиграл его Krupp. Впрочем, счастье Daimler-Benz оказалось недолгом. Программа Z.W. стоила автомобильному гиганту немалого количества нервов. Концепция шасси навязывалась сверху, 6-м отделом Департамента Вооружений. И вот это самое шасси каждый раз получалось кривым, особенно сие касалось ходовой части. Ситуация изменилась после того, как в 1938 году появился Z.W.38. На нем стояла новая ходовая часть, с торсионной подвеской разработки Porsche KG. Правда, и тут Генрих Книпкамп из 6-го отдела Департамента Вооружений отличился. Причем не только с ходовой частью, но и с трансмиссией.


Появление Z.W.38 было воспринято немецким командованием крайне оптимистично. 11 июля 1938 года In 6 заказала 759 Pz.Kpfw.III, которые должны были сдать за 1939 год. Затем, 6 декабря 1938 года, заказ переоформили. Согласно ему, к концу 1940 года немецкая армия получала аж 2595 Pz.Kpfw.III всех версий, включая машины пробных серий. По факту запуск Z.W.38 в серию превратился в кошмар. Daimler-Benz, которой достались все шишки, вдрызг поругалась с Книпкампом, что имело далеко идущие последствия. Впрочем, это ерунда по сравнению с тем, что вместо 759 танков за 1939 год сдали всего 206. Первой реально крупносерийной версией танка стала Pz.Kpfw.III Ausf.F, причем запуск ее производства размазался о разным заводам на несколько месяцев. Более массовым стал 6./Z.W.Serie, он же Pz.Kpfw.III Ausf.G. Он же стал последним вариантом танка с 10-скоростной полуавтоматической коробкой передач Maybach Variorex 328 145.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-promejutochnaia-treshka-61f045b579a9351c954509e3

Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Krupp
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развития
История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette
Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось
Статья по экспортному среднему танку m.K.A.
История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A
История Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоевать
История Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танка
Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III
История Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвеску
История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске
История Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляров
Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H
История Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катков
История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H
Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений
Pz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годов
История Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах
История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III
Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки
История Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N

pzkpfw iii

Previous post Next post
Up