В 20-е и 30-е годы основная часть стран, занимавшихся танками, заразилась скоростью. Обычно по этому поводу вспоминаются Кристи, но на самом деле не стоит его танки возводить в абсолют. Колесно-гусеничными машинами занимались и англичане, больше того, самые массовые колесно-гусеничные танки 20-х годов создали именно они. Речь идет о танкетках Carden-Loyd, до появления знаменитой Carden-Loyd Mk.VI Джон Карден и Вивиан Лойд экспериментировали с колесно-гусеничной схемой. В итоге они пришли к чисто гусеничным боевым машинам, но при этом они же создали самые быстрые гусеничные танки начала 30-х. Речь идет о патрульных танках, которые носились на скорости до 50-55 км/ч. Английские военные поставили именно на эти танки, решив, что скорость важнее.
Одновременно английские военные проигнорировали Vickers Mk.E, легкий танк поддержки пехоты. Они не нашли для него место в системе вооружения, и сделали это зря. Как показали дальнейшие события, концепция этого танка оказалась оптимальной. А еще с некоторым ехидством стоит отметить, что спустя 5 лет английские военные всё же захотели что-то подобное. Правда, по непонятной причине они выбрали как ориентир французский Renault NC. В начале весны 1934 года появилась спецификация на 2 типа пехотных танков. Они должны были иметь броню толщиной 25 мм и скорость порядка 16 км/ч по шоссе, а также 8 км/ч по проселку. Работы по 4-местному танку с пушечно-пулеметным вооружением привели к созданию танка A10. Второй, 2-местный танк с одним пулеметом, получил индекс A11. В обоих случаях работы по проектированию возглавил Джон Карден, но ключевую роль в разработке A10 и A11 играл Лесли Литтл. Этот талантливый инженер участвовал в большинстве разработок Carden-Loyd.
К 1937 году изначальную спецификацию на пехотные танки A10 и A11 переиграли. Толщина брони выросла с 25 мм до 60, в результате A10 перевели из пехотных танков в "тяжелые крейсерские". Между тем, Генеральный Штаб начал догадываться, что чисто пулеметный A11, который оказался тяжелее и медленнее исходной спецификации, быстро устаревает. Поэтому появилась идея создания еще одного пехотного танка, на базе A10. Работы по нему Лесли Литтл, к тому моменту главный конструктор Vickers-Armstrongs по танкостроению, начал еще в 1937 году. Проект, получивший кодовое обозначение Valentine, впервые был представлен 10 февраля 1938 года. Получился трехместный танк с ходовой частью A10, броней толщиной 60 мм по периметру, а также корпусом и башней, чем-то напоминавших увеличенный A11. Изначально в двухместной башне стояла 40-мм автоматическая пушка Vickers. Этот танк создавался как потенциальная замена A11, но в дальнейшем его облик несколько поменялся. Valentine, позже Infantry Tank Mk.III, стал не только самым массовым английским танком военного периода, но и результатом битвы его создателей с английскими военными.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/glavnyi-tank-lesli-littla-619d272c1fa409116dd656d2 Другие статьи по английским средним, пехотным и крейсерским танкам:
История Infantry Tank Mk.I, едва ли не самого странного английского танка военного периодаИстория появления Infantry Tank Mk.II, пехотного танка, более известного под обозначением Matilda IИстория английского пехотного танка Infantry Tank Mk.IIA, он же Matilda IIИстория пехотного танка Infantry Tank Mk.IIA*, он же Matilda III, первой версии, массово поставлявшейся союзникамИстория пехотного танка Matilda IV/Matilda V, основная часть которых ушла отнюдь не в английскую армиюИстория перевооружения английского пехотного танка Matilda на отечественные танковые системыПехотный танк Valentine II на советско-германском фронте зимой 1941-42 годовПодержанные Valentine для Красной Армии летом-осенью 1944 годаИстория пехотного танка Valentine XI , последней серийной модификации данной боевой машины, умудрившейся довоевать в английской армии до конца войныИстория перевооружения английского пехотного танка Valentine на отечественные орудийные системыДополнительные грунтозацепы для английского пехотного танка Valentine, разработанные НИБТ ПолигономРаботы по усилению броневой защиты английского пехотного танка Valentine, проводившиеся в Советском СоюзеИстория испытаний и боевого применения английских мостовых танков Valentine Bridgelayer в Советском Союзе