Историю немецких средний танков вполне можно охарактеризовать как "хождение по мукам". Изначально немцы, стартуя свою программу танкостроения после окончания Первой мировой войны, хотели исключительно средние танки. Больше напоминающие по концепции английский Medium Mark D, то есть быстрые и имеющие возможность плавать. Но что-то пошло не так. Мало того, что Großtraktor не получился, так еще и появился легкий танк - Leichttraktor. Он разделил судьбу своего более тяжелого собрата, став неудачной машиной. Кое-как ездить машину заставили, но уже становилось понятно, что особого смысла в этом нет. Кормовое расположение боевого отделение привело к тому, что расчет башни болтало. Самое смешное, что из изначально 6-тонного Leichttraktor, по факту превысившего отметку в 8 тонн, начали выпиливать новый средний танк - Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). И уже вскоре немцы получили два средних танка.
Из всего того, что происходило вокруг программы Z.W., можно сделать четкий вывод - именно этот танк в 6-м отделе Департамента Вооружений считали основным. Он должен был стать типичной боевой машиной вермахта, ну а развитие Großtraktor постепенно привело к созданию B.W., танка поддержки. Он должен был стать своеобразным придатком к Z.W., но события развивались весьма занятно. Для начала, изначально B.W. создавал Rheinmetall-Borsig, но контракт перехватил Krupp, изначально разрабатывавший только башню. А по итогу у Krupp получилась монополия, то есть и корпус, и башня были их. А в это время Daimler-Benz, которая выиграла конкурс по Z.W., мучительно пыталась привести машину в чувство. Мало того, что она получилась перегруженной, так еще ходовая часть не выходила, как тот самый каменный цветок. Наконец, при участии Porsche KG была создана торсионная подвеска, которую поставили на Z.W.38. Этот танк, по мнению Генриха Книпкампа из 6-го отдела Департамента Вооружений, становился тем самым "основным" средним танком, который выпускался тысячами. Но реальность оказалась слегка иной.
Запуск в серию Z.W.38, он же Pz.Kpfw.III Ausf.E, происходил очень тяжело. 10-скоростная полуавтоматическая коробка передач Maybach Variorex 328 145 сильно тормозила процесс. Уже весной 1939 года стало понятно, что план по выпуску 759 Pz.Kpfw.III за текущий год однозначно сорван. Но отступать было некуда, война неотвратимо приближалась, поэтому 4./Z.W.Serie с трудом, но всё же сдавали. При этом немецкая промышленность готовилась к тому, чтобы начать выпуск Z.W.38 на нескольких заводах. К Daimler-Benz и MAN присоединялись еще 4 завода, которые ранее выпускали Pz.Kpfw.II. Поэтому 5./Z.W.Serie, он же Pz.Kpfw.III Ausf.F, предполагался куда более массовым. Еще в июле 1938 года было решено, что танков пятой производственной серии выпустят 435 штук. Они и стали первыми по-настоящему массовыми Z.W. Подготовка к выпуску этой версии танка началась еще раньше - в декабре 1937 года.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/uslovno-gonochnaia-troika-bolshoi-serii-61c44c27e03014225d8ed1b2 Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor KruppИстория создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развитияИстория создания Rheinmetall Leichttraktor SelbstfahrlafetteНемецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилосьСтатья по экспортному среднему танку m.K.A.История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.AИстория Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоеватьИстория Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танкаPz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвескуИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвескеСтатья по Pz.Kpfw.III Ausf.HИстория немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-HPz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооруженийPz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годовИстория Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годахИстория создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержкиИстория Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N