Лучший из шведов военного периода

Dec 19, 2021 12:00

Ситуация в шведском танкостроении 30-х годов выглядело весьма забавно. Хотя бы потому, что у KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) был свой взгляд на систему вооружения, а у AB Landsverk - другой. Подконтрольная немецкому объединению G.H.H. компания из Ландскроны создавала целую линейку танков. Из них шведской армии предназначался средний гусеничный танк L-10, либо его колесно-гусеничный вариант L-30. Остальные либо для немцев, либо на экспорт. Поэтому, когда в 1935 году L-10 на испытаниях показал себя не очень, KAAD был вынужден выбирать между плохим "своим" танком и "хорошим" экспортным L-60. Выбор, в принципе, сделали правильный, но Эрик Гиллнер из KAAD, можно сказать, припомнил этот момент. В 1937 году начались переговоры с ČKD, в результате Landsverk "прокатили" с танком-разведчиком L-120. Вместо них закупили чехословацкие Strv m/37, тем более что они и так собирались в Швеции, да еще и со шведскими моторами. При этом шли переговоры о Praga TNH, а с 1937 года стал мелькать и средний танк V-8-H. Примерно в это же время Landsverk начала работы над идеологическим сменщиком L-10. Новый проект получил обозначение Landsverk LAGO.

Вероятнее всего, работы по LAGO начались в конце 1936 года. Примерно в это время венгерская делегация, искавшая себе легкий танк, обратила внимание на продукцию Landsverk. Помимо Венгрии, имелась еще и Австрия, неслучайно первый вариант LAGO, датированный 1938 годом, имел австрийское вооружение. По большому счету, Landsverk взяла L-60 и его раздула. Экипаж увеличился до 5 человек, толщина брони выросла до 34 мм, моторов стало два, а боевая масса выросла до 15 тонн. Далее танк доработали под требования венгерской стороны, в частности, пушка стала иметь калибр 40 мм, а пулеметы заменили на венгерские Gebauer. Впрочем, Landsverk снова перешли дорогу чехи, на сей раз Škoda. Их средний танк T-21 активно продвигался за рубежом, при этом немцы, в марте 1939 года оккупировавшие Чехословакию, не были против покупки венграми лицензии на танк. В результате 6 декабря 1940 года T-21 был принят на вооружение Королевской армии Венгрии как 40M Turan I. Реально договорились о лицензионном соглашении куда раньше - 7 августа 1940 года. В результате у Landsverk осталась всего одна альтернатива - шведская королевская армия.


В марте 1941 года Landsverk представила улушенный вариант своего экспортного среднего танка LAGO. Машина постепенно росла по массе и габаритам, правда, перспектив как экспортного танка у 18-тонного LAGO уже не имелось. Зато танком заинтересовалось KAF (Kungliga Arméförvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии). Причина прозаична: большая война уже бушевала в Европе, и хотя Швеция смогла сохранить нейтралитет, особой надежды на политику не было. Это начало доходит и до шведских парламентариев. В исходном виде LAGO шведских военных не устроил, но свою позицию они продемонстрировали в июне 1941 года. Было заказано сразу 160 LAGO, причем их указали как тяжелые танки. Окончательно машина сформировалась позже: 19 декабря 1941 года с Landsverk был заключён контракт на изготовление ста доработанных танков, получивших обозначение LAGO II. В этот же день танк получил официальное обозначение Strv m/42. Сегодня исполнилось 80 лет с этого события, самое время поговорить о лучшем из шведских танков военного периода.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/luchshii-shvedskii-tank-voennogo-perioda-61bc5f1d74e905760b0639ff

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
Landserk L-100 и L-110, попытка создать аналог английского "патрульного танка"
История Landsverk L-120, "патрульного" танка, которому не нашлось места в шведской армии
История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массового шведского танка на начало Второй мировой войны
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией
Landverk L-60, первый танк с торсионной подвеской, ставший одновременно и первым шведским экспортным танком
История создания Landsverk L-60 S, опытных образцов танка для шведской армии, а также всех их метаморфоз
Удивительная история Landsverk L-60-S Nr.62, который неоднократно переделывали в различные боевые машины
Легкий танк Strv m/38, первый из серийных танков семейства Landsverk L-60
История легкого шведского танка Strv m/39, второй по счету серийной модели Landsverk L-60 для шведской армии
Landsverk L-62, она же Landsverk ANTI, зенитная самоходная артиллерийская установка, ставшая серийной, но не в шведской армии
История шведского легкого танка Strv m/41, лицензионной версии LT vz.38
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10
Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием
Шведское танкостроение в период с 20-х по конец 40-х годов

шведские средние танки

Previous post Next post
Up