Перезапущенная во второй половине 20-х годов программа немецкого танкостроения шла, как и в других странах, методом проб и ошибок. Ставка изначально шла на средний танк, первоначально носивший индекс A.W.20, позже, с целью конспирации, сменивший обозначение на Großtraktor. Впрочем, крайне сложная экономическая ситуация межвоенного периода и, прежде всего, здравый смысл подсказывали, что надо создавать и более легкие боевые машины. Так на свет появился Kleinetraktor, быстро сменивший обозначение на Leichttraktor. Исходная задумка явно предполагала что-то типа Renault FT, но с компоновкой, более близкой к LK-II. Не угадали ни с тем, ни с другим. Перегруз почти в 1,5 раза, экипаж 4 человека, а компоновка получилась не особо удачной. Помимо того, что оба варианта танка перегревались, так еще и сама по себе платформа с передним расположением силовой установки получилась некудышной. Болтало расчет башни, как во время легкого шторма. В результате к 1933 году Leichttraktor помер окончательно, а вместо него появился совершенно новый танк - Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода).
Уже на стадии разработки, которая стартовала ближе к концу 1933 года, получалась занятная картина. Боевая масса машины задавалась в 10 тонн, что стремительно приближало танк к среднему классу. К середине 1934 года боевая масса достигла 12 тонн, и вот тут же всё становилось понятно. В то время планка в 12 тонн была стартовой для средних танков. Как стало понятно дальше, даже 12 тонн было не более чем благим пожеланием. Daimler-Benz, победившая в конкурсе на Z.W., создало танк, чья изначальная боевая масса составила 15 тонн. Перегруз привел к весьма печальным последствиям. Первые варианты Pz.Kpfw.III, так Z.W. стали именовать с 1936 года, выглядели скорее промежуточными решениями. Что свечная, что последовавшая за ней блокированная подвеска с листовыми рессорами, оказались неудачными идеями. При этом танк продолжал расти по массе. Так вместо одного среднего танка образовалось два. Причем Großtraktor превратился в B.W., он же Pz.Kpw.IV, танк поддержки. А Pz.Kpfw.III, несмотря на крайне неудачный дебют, продолжали тянуть дальше.
В марте 1936 года 6-й отдел Департамента Вооружений обрисовал свое видение современного среднего танка. По мнению структуры, заведовавшей разработкой танков, требовалось усилить броню до 40 мм. Боевая масса танка ограничивалась 18 тоннами, при этом машину хотели видеть более подвижной. Так родилась концепция Z.W.38, он же 4./Z.W. Serie, первого крупносерийного танка в семействе Pz.Kpfw.III. Новая концепция предполагала очень быстрый танк. Согласно расчетам, новая боевая машина должна была развивать скорость порядка 70 км/ч. Танк получал независимую подвеску, опорные катки увеличенного диаметра и 10-скоростную коробку передач. Заведовавший разработкой Z.W.38 Генрих Книпкамп реализовывал передовые решения, отработанные на полугусеничных тягачах. Оттуда изначально брались и траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Будущий Pz.Kpw.III Ausf.E мыслился как основная боевая машина немецкой армии, правда, желания и результаты совпадают не всегда.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/gonochnaia-treshka-na-torsionah-61b86a302615ec20e8fc0751 Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor KruppИстория создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развитияИстория создания Rheinmetall Leichttraktor SelbstfahrlafetteНемецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилосьСтатья по экспортному среднему танку m.K.A.История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.AИстория Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоеватьИстория Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танкаPz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвескеСтатья по Pz.Kpfw.III Ausf.HИстория немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-HPz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооруженийPz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годовИстория Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годахИстория создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержкиИстория Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N