Ни крейсер, ни пехотный танк

Nov 04, 2021 12:17

Англичан в межвоенный период довольно сильно носило из стороны в сторону. Конец Первой мировой войны они встретили как одни из победителей, но при этом поначалу стремительно проигрывали французам. Те выбрали удачную концепцию легкого танка, создав машину, которая имела запас прочности, с точки зрения эксплуатационных характеристик. В то время, как английская армия оказалась вынужденной отправить свои "ромбы" на склады, где их постепенно резали, у французов их Renault FT два с лишним десятка лет находились в активной эксплуатации. Не от хорошей жизни, конечно, но лучший танк Первой мировой войны служил долго. Другое дело, что в первой половине 20-х годов англичане взяли реванш. Не с первого раза, но у них получился средний танк (правда, исходно он был легким), в то время как французы стали заниматься странными вещами. Итог оказался закономерен: вторая половина 20-х годов однозначно оказалась за английским танкопромом, прежде всего это касалось Vickers и Carden-Loyd. Даже с учетом того погрома, который английские консерваторы среди военных устроили EMF и лично Джону Фуллеру, наилучшие результаты показали именно англичане. Вплоть до того, что французы стали, в начале 30-х годов, откровенно подворовывать их идеи.

Другой вопрос, что непосредственно со своими танковыми подразделениями дела обстояли плохо. Имея хорошую концепцию Фуллера "танки прорыва/средние танки/танкетки", как составляющие EMF, англичане ее завалили. Прежде всего это касалось всё той же Vickers. Их танк прорыва получился дорогим как чугунный мост, а средние танки страдали массой проблем с надежностью и ошибками с точки зрения проектирования ходовой части. Правда жизни заключалась в том, что англичане пытались добиться надежности на высоких скоростях у ходовой части, которая в таком режиме работать не могла. Не беспокойтесь, они были не одни: у нас тоже пытались Т-28 "разогнать" одним только мотором, от чего ходовая "летела" на высоких скоростях". В результате какой-то успех был только на ниве легких танков да танкеток. Хотя попытки исправить ситуацию со средними танками не прекращались ни на минуту.


К весне 1934 года Генеральный Штаб английской армии подготовил спецификацию на 12-тонный средний танк. Это стало отчасти жестом отчаяния, поскольку несколько раз получалась машина, которая вроде как должна весить 16 тонн, а получалось все 18. Еще и не ехала (точнее ехала, но недолго). Разработка танка, получившего индекс Medium Tank A9, досталась Vickers-Armstrongs. Так начиналась история Cruiser Tank A9 Mk.I, создававшегося изначально как средний танк, но принятого на вооружение как крейсерский. Между тем, 3 мая 1934 года Генеральный Штаб подготовил спецификацию на пехотный танк, вооруженный 2-фунтовой (40-мм) пушкой и пулеметом. Позже эта спецификация легла в основу пехотного танка A12, более известного как Matilda. Но первым танком, который стали создавать по этой спецификации, стал A10E1. Его разработку утвердили 5 мая 1934 года. По иронии судьбы, этот танк, созданный Vickers-Armstongs, был принят на вооружение как Cruiser Tank A10 Mk.I. Известен он больше как Cruiser Tank Mk.II.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/odinakovo-plohoi-kreiserskii-i-pehotnyi-tank-618139afcca3c80f6ebb1683

Другие статьи по английским средним, пехотным и крейсерским танкам:
История Medium Tank Mark D, самого быстрого танка своего времени, который одновременно стал и первым плавающим танком
Medium Tank Mk.I, первый массовый английский танк межвоенного периода
Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D, первые танки Vickers для продажи за рубеж
История английского среднего танка Medium Tank A6, предшественника Medium Tank Mk.III
История Medium Tank Mk.III, английского среднего танка, который не смог повторить успех своих предшественников
История Medium Tank A7, попытки создать сменщика Medium Tank Mk.III
История английского крейсерского танка Cruiser Tank A9 Mk.I, он же Cruiser Tank Mk.I
История Cruiser Tank Mk.III, первого английского полноценного крейсерского танка
История создания и применения Covenanter Bridgelayer, единственной версии данного танка, которая всё же повоевала
История появления Infantry Tank Mk.II, пехотного танка, более известного под обозначением Matilda I
История английского пехотного танка Infantry Tank Mk.IIA, он же Matilda II
История пехотного танка Infantry Tank Mk.IIA*, он же Matilda III, первой версии, массово поставлявшейся союзникам

cruiser tank i/ii

Previous post Next post
Up