Злоключения легких итальянцев в России

Aug 31, 2021 09:59

История итальянского танкостроения весьма противоречива. Уже само то, что полуаграрная страна смогла не просто разработать и построить танки, но их еще и запустить в серию, было большим достижением. Австро-Венгрия, например, обладала более обширными промышленными ресурсами, но так дальше проекта танка Бурштыня, там ничего не получилось. Итальянцы же сами создали далеко не самый плохой тяжелый танк FIAT 2000, а затем появился FIAT 3000. Он оказался лучшим из клонов Renault FT, с вполне адекватной подвижностью, а заодно это был еще и первый серийный танк с поперечным расположением мотора. Не менее важно, что он вполне себе повоевал в локальных конфликтах и имел ресурсы для совершенствования. Впрочем, дальше у итальянцев дела пошли под гору. Главной проблемой итальянского танкопрома являлось то, что не имелось прорывных технологий. Итальянцы могли довести до совершенства зарубежную конструкцию, но полностью свой танк у них не получался. В результате образовывалась ситуация, когда требовался "варяг", то есть зарубежный танк, который являлся носителем технологий. К чести итальянцев, они с такой проблемой оказались не одиноки. Те же шведы своих успехов достигли за счет немецких технологий.

Следующим носителем технологий оказались англичане. Удача улыбнулась с танкеткой Carden-Loyd Mk.VI. Сначала итальянцы освоили лицензионное производство, эта танкетка именовалась как CV 29. А затем довели конструкцию до совершенства, создав танкетку CV 33. Позже ее переименовали в танк, а именно Carro Armato L 3. Вполне в праве, поскольку L 3 по уровню защиты и вооружению вполне была сопоставима с, например, Pz.Kpfw.I Ausf.A. При этом масса осталась в пределах 3 тонн. Да, без башни, но для ряда задач и этой танкетки вполне хватало. Она стала также и первым по-настоящему успешным итальянским танком в плане экспорта. Наверное, самым циничным поворотом судьбы стало то, что два осколка бывшей Австро-Венгерской Империи плотно "подсели" на итальянскую технику. И австрийская, и венгерская армии использовали итальянские танкетки, причем венгры на них еще и повоевали. Впрочем, уже к середине 30-х годов было понятно, что L 3 постепенно устаревает.


В 1935 году Ansaldo начала разработку нового, 5-тонного танка, который должен был сменить Carro Armato L 3. Первые годы разработки танка его создатели метались между разными концепциями. Вооружение стояло то в башне, то одновременно в башне и корпусе, то только в корпусе. Во многом причиной тому было то, что башня Ansaldo 5 T получилась слишком маленькой для 37-мм пушки. В декабре 1938 года C.S.M выдало, наконец, новую спецификацию на средний танк Carro M da 7 T. Согласно требованиям, танк имел боевую массу 7 тонн, максимальную скорость 35 км/ч и запас хода в 12 часов. Вооружение состояло либо из двух пулемётов Breda, либо одного пулемёта и 20-мм автоматической пушки Breda. Из этой спецификации вырос легкий танк Carro Armato L 6-40. Сама по себе история этой машины крайне интересная, но на сей раз стоит поговорить о другом. Так исторически сложилось, что L 6-40 оказался единственным итальянским танком, который массово воевал на советско-германском фронте. В том числе об этом и пойдет разговор, тем более что один из этих танков дожил до наших дней и даже не так давно был восстановлен до ходового состояния.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-italianec-iavno-ne-dlia-togo-fronta-6120c717962db963db877d70

Другие статьи по итальянской бронетехнике:
История создания Carro Armato Ansaldo da 9 T, самого странного итальянского среднего танка, разработанного англичанами из William Foster and Co. Ltd
Semovente da 47/32 su scafo L 3, попытка создать истребитель танков на шасси малого танка Carro Armato L 3

итальянские танки

Previous post Next post
Up