Шведское танковое чудо на немецкой материальной базе

Aug 27, 2021 10:00

Вопрос создания собственной танкостроительной школы выглядит совсем непросто. Если хорошенько разобраться в вопросе, то выяснится, что задача эта посложнее создания собственных самолетов. Достаточно просто вспомнить, сколько самолетостроительных держав было в первой половине XX века. Даже в Югославии, Болгарии и Румынии смогли создать собственные боевые самолеты. А теперь вспомним, сколько при этом имелось танкостроительных держав. Особенно интересно становится, если отсеять страны, которые смогли освоить свои танки с нуля. Великобритания, Франция, Германия, США, Италия, СССР, Чехословакия, Япония, Швеция. Даже Польша с Венгрией в этот список не попадают, поскольку польские танки были производными от английских, а венгерские - от шведских и чехословацких. Танкостроение - это очень непростая задача для промышленности, не говоря уже о том, что разработать собственный, и уж тем более удачный танк, совсем непросто. Здесь должно совпасть многое. И моторостроение, и артиллерийское производство, и сталелитейная промышленность. Не говоря уже о таких узких местах, как оптика и средства связи. А еще танки имели свойство довольно быстро устаревать. По этому показателю они ничуть не уступали самолетам.

Результатом столь непростой ситуации стало то, что в танкостроении находилось всего несколько мировых центров, которые завали моду остальным. После окончания Первой мировой войны законодателями мод были французы, а затем эстафету перехватили англичане. Комичность ситуации в том, что обычно на роль мировых ориентиров попадали модели бронетанковой техники, создававшейся скорее на экспорт. Либо не имевшие особые успехи у себя. Renault FT, например, быстро разонравился французской армии. Законодателем моды он стал потому, что этих танков оказалось банально больше, чем французской армии требовалось. Танк Кристи, прародитель БТ (и отчасти Т-34), а также английских "крейсеров", у себя на родине большого успеха не имел. Vickers Mk.E, имевший больше всех отпрысков, вообще не вызвал у английских военных положительных эмоций. Немцы отчасти стали законодателями мод уже во время Второй мировой войны, причем ближе к ее концу. Да и то, в чистом виде "Пантеру" почти никто не хотел. Вместе с тем, именно немцы стали прародителями шведского танкостроения, причем как-то это не сильно афишируется.


Шведское танкостроение, в первой половине XX века, держалось скорее особняком. Там почти сразу забраковали Renault FT, не пришелся ко двору и Renault NC. Не смогли закрепиться на шведском плацдарме и англичане со своими экспортными танками. Вместе с тем, говорить о "шведском бронетанковом чуде" - это сильно лукавить. На самом деле шведам очень сильно повезло, что они, можно сказать, попали в струю интересов других стран. По-настоящему свою школу танкостроения они создали уже после войны. Да и то, единственным совсем своим танком стал знаменитый Strv 103. Что же касается тех боевых машин, что были созданы в 30-е годы и позже, то их разработка имела ярко выраженное зарубежное происхождение. Во многом зарубежное участие сыграло на руку шведам, но позже полностью успех они развить не смогли. Оказавшись, под конец 40-х годов, еще и заложниками сложившейся ситуации. Об этом и поговорим в традиционно большом пятничном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronetankovye-neitraly-na-nemeckoi-ideologicheskoi-baze-61138efc4e17db2dbc6a41c7

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массового шведского танка на начало Второй мировой войны
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией
Landverk L-60, первый танк с торсионной подвеской, ставший одновременно и первым шведским экспортным танком
История создания Landsverk L-60 S, опытных образцов танка для шведской армии, а также всех их метаморфоз
Легкий танк Strv m/38, первый из серийных танков семейства Landsverk L-60
История легкого шведского танка Strv m/39, второй по счету серийной модели Landsverk L-60 для шведской армии
Landsverk L-62, она же Landsverk ANTI, зенитная самоходная артиллерийская установка, ставшая серийной, но не в шведской армии
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10
Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием

культпросвет, шведские танки

Previous post Next post
Up