Танкостроение и сейчас является крайне дорогим делом, которое по карману далеко не каждой стране. Под это дело необходимо иметь мощную промышленность, способную обеспечивать производство танков полным набором компонентов. Во многом это и объясняет, почему в настоящее время танкостроительных держав совсем немного. Впрочем, и в 30-е годы ситуация выглядела не слишком отличающейся. Да, ныне нужно гораздо больше различных электронных систем, про которые 85-90 лет назад даже и не думали, но от этого ситуация сильно легче не становилась. Поэтому основная часть государств либо танки закупала, либо производила вариации на тему тогдашних бестселлеров. Оригинальные же танки строило крайне ограниченное число государств. В Европе ими являлись англичане, французы, немцы, чехи, отчасти итальянцы. А еще была Швеция, у которой танкостроение выглядело вроде бы оригинальным, но только если закрывать на некоторые вещи глаза.
Фактически шведское танкостроение являлось своеобразным испытательным полигоном для немецкого объединения G.H.H.. Принадлежащая ей AB Landsverk производила танки, которые базировались на немецких технологиях, а главным конструктором являлся немец Отто Меркер. В танках и бронемашинах Landsverk стояли немецкие моторы, а орудия Bofors имели определенное отношение к разработкам Krupp. О том, что прицелы имели логотипы Karl Zeiss, можно и не говорить. Интересным моментом было еще и то, что основной ориентацией Landsverk являлось не обеспечение шведской королевской армии, а экспортные поставки. Как раз эти самые экспортные изыскания привели к появлению таких танков, как Landsverk L-60 и Landsverk L-120. И если L-60 выглядел крайне перспективно, то малый танк-разведчик L-120 вызвал смешанные чувства. В том числе и своей ценой. По этой причине шведские военные стали посматривать на зарубежные альтернативы. Тут бы вспомнить про поддержку отечественного производителя, вот только он не совсем чтобы отечественный.
11 июля 1936 года шведский парламент выделил на модернизацию армии 130 миллионов крон, из них 6 миллионов предназначались для закупки танков. В идеале шведские военные хотели танки уровня L-60, но простой подсчет показывал, что в таком случае бюджета хватит на ограниченное число боевых машин. Посему выбрали другой вариант: помимо L-60, который быстро стал безальтернативным, закупались еще и двухместные танки-разведчики. KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) закупал образец L-120, но было очевидно, что танк слишком дорогой для своего класса. Поэтому KAAD создал закупочную комиссию, как он делал уже не раз. В нее вошли капитан Эрик Гиллнер и майор Йёста Братт, которые в 1930-31 годах уже ездили за рубеж. Также в комиссию вошли подполковник Андерс Бергквист, капитан Хельг Юнг и капитан Фале Бурман. Их вояж проходил в январе-феврале 1937 года. Посетив несколько стран, они оказались скорее разочарованы. Польша предложила шведам танкетки TK-S и легкие танки 7TP, причем в двухбашенном исполнении. Немцы ничего, кроме Pz.Kpfw.I и вариаций на его тему, предложить не смогли. У французов было наибольшее разнообразие: в копилке Renault имелось целое семейство легких кавалерийских танков AMR 35ZT (Renault ZT), AMC 34 (Renault YR) и AMC 35 (Renault ACG-1). Впрочем, шведов они не впечатлили. В итоге необходимая альтернатива L-120 нашлась в Чехословакии.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/chehoslovackaia-palochkavyruchalochka-dlia-shvedskoi-armii-60d4c39f3712eb554038ccaa Другие материалы по чехословацкой бронетехнике:
Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техникиИстория R-1 (Praga AH-IV-R), чехословацкой танкетки, которая строилась по заказу румынской армииРазведывательный танк-амфибия ČKD F-IV-H, появившийся слишком поздно, чтобы попасть в чехословацкую армиюŠkoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкетокPraga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в сериюЛегкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийнымP-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурсаTNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войныЧехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссиейŠkoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от ŠkodaСредний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию