Плавающий танк-разведчик по-польски

Jul 01, 2021 09:59

Если Уильям Триттон и Уолтер Вильсон стали теми, кто создали танк, то слава главных "разносчиков" идеи массовых и относительно дешевых танков принадлежит другой паре англичан. Ими были Джон Карден и Вивиан Лойд. Да, танки стали массовыми до них, но именно Карден и Лойд довели концепцию массового легкого танка до совершенства. Главным детищем дуэта стал Vickers Mk.E, легкий танк сопровождения пехоты, чьи "дети", законорожденные и не совсем, стали самыми массовыми боевыми машинами межвоенного периода. Ничуть не менее важным результатом деятельности Кардена и Лойда стала популяризация танкеток. Этот класс боевых машин появился до них, но поначалу "лилипутам" не особо везло. Тем не менее, настойчивость Джона Кардена и Вививана Лойда дала свои плоды. К концу 20-х годов танкетки стали стремительно плодиться, ими обзавелись многие страны. Несмотря на то, что бум танкеток пришелся на первую половину 30-х годов, в целом ряде стран именно эти боевые машины составляли основу бронетанкового парка и на начало Второй мировой войны.

Надо сказать, что сами Карден и Лойд танкетками "переболели" довольно быстро. Создатели танкеток, как массового явления, довольно быстро поняли - эти боевые машины подошли к пределу развития. Мобильное пулеметное гнездо, коим изначально была танкетка, имело ряд ограничений. В результате Карден и Лойд, на тот момент уже главные люди по танкостроению в компании Vickers-Armstrongs Limited, стали развивать другое направление. А именно скоростные танки-разведчики, более тяжелые, чем танкетки, но имеющие больше перспектив. Развитие шло по нескольким направлениям. В их числе оказалось и создание разведывательного танка-амфибии A4E11. Более известны они как Light Amphibious Tank M.1931 (Vickers-Carden-Loyd M.1931). Английские военные проявили к машине крайне сдержанный интерес, но танк имел относительный коммерческий успех, умудрился повоевать в китайской армии, а заодно стал прародителем целого ряда аналогичных боевых машин. Фактически A4E11 стал первым по-настоящему удачным танком-амфибией, который выпускался серийно.


Среди стран, которые серьёзно подсели на разработки Кардена и Лойда, оказалась и Польша. Поначалу там пытались развивать тему Renault FT, но к началу 30-х годов стало окончательно ясно - перспектив у французской платформы нет. Не с первой попытки, но поляки сначала обратили внимание на Vickers Mk.E, а затем и на танкетки Carden-Loyd. Развитием темы танкетки стала первая серийная разработка самих поляков - TK-3. В июле 1931 года последовал заказ на первую партию из этих танкеток. Между тем, в сентябре 1932 года состоялась демонстрация Light Amphibious Tank M.1931, 4-тонного экспортного танка, а также тягача на той же базе. К тому моменту тягач Vickers-Carden-Loyd уже стал базой для создания будущего Pz.Kpfw.I, а в СССР начали работу по созданию аналога VCL M.1931, также используя тягач как базу. У польских военных поначалу появилась идей закупить 4-5 танков-разведчиков, а также единичный образец VCL M.1931. На этом в мае 1933 года настаивал полковник Тадеуш Коссаковский, начальник WIBI (Военный Институт Конструкторских Исследований) и ключевой человек в разработке польской бронетанковой техники. Сделка не состоялась, поскольку в 1934 году было решено создавать указанные боевые машины самостоятельно. Это касалось и плавающего танка-разведчика. Создание машины, получившей обозначение PZInż 130, возглавил Эдвард Габих.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vodopavaiuscii-razvedchik-popolski-60d593ce548a76196fda16db

Другие статьи по польской броне:
Английские легкие танки Vickers Mk.E в польской армии

польская броня

Previous post Next post
Up