Первая попытка чехов в средний танк

Jun 19, 2021 09:58

История чехословацкого танкостроения началась в 1923 году. В этот год фирма Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol) приобрела лицензию на производство целого ряда образцов техники у немецкой Hanomag. Среди них оказался и гусеничный трактор Hanomag WD-50PS, на базе которого немецкий инженер Йозеф Фольмер разрабатывал колесно-гусеничный танк. Предлагал он данную конструкцию нескольким странам, включая и Советский Союз, но всерьёз заинтересовались им чехословацкие военные. В 1924 году им был построен опытный образец танка, получившего обозначение KH-50, что означало "колёсно-гусеничный (Kolohousenka), с мотором мощностью 50 лошадиных сил". Силовую установку перенесли назад, а впереди разместили отделение управления и место под моторное отделение. С 1924 года к проекту KH-50 подключилось две чехословацкие автомобилестроительные фирмы - Tatra, а также Laurin & Klement. У последней вскоре случился пожар на заводе, что привело в 1925 году к слиянию с чехословацким оружейным гигантом - Škoda. Производство коммерческой техники перенесли из Млада-Болеслава в Пльзень, а заодно это касалось и танковой разработки. Так начиналась эпоха танкостроения на Škoda.

Надо сказать, что ничего путного из затеи с Kolohousenka не вышло. Как не старались привести данную машину в чувство, ничего толком не получилось, и даже постепенный рост скорости как-то не особо помогал. К концу 20-х годов стало очевидно, что концепция Йозефа Фольмера морально устарела. Во-первых, танк получался узким, как Renault FT, а это означало, что он будет двухместным. Между тем, MNO (Ministerstvo Národní Obrany - министерство обороны) видело танк более "многолюдным". Во-вторых, переход на колесный ход получался слишком долгим. Чехословацкие военные явно видели Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I, где переход на колесный ход получился намного быстрее. Что при этом у схемы Vickers имелся ряд недостатков, они тогда не знали, тем не менее, поначалу предпринимались попытки сделать то же самое.


В 1929 году MNO сформировала требования к среднему колесно-гусеничному танку. Он получил обозначение KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса), разработка концепции шла силами VTÚ (Vojenský Technický Ústav, Военно-Технический Институт). Согласно требованиям, предполагалось получить колесно-гусеничный танк боевой массой не более 12 тонн, с броней толщиной 16 мм, а также вооружением в виде 75-мм пушки и 2 пулеметов. Заказ получили все три фирмы, которые ранее занимались Kolohousenka. Breitfeld-Daněk к тому моменту влилась в ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), причем там очень быстро отказались от работы по теме KSÚ, посчитав ее не особо перспективной. Проект Tatra получил обозначение KÚV (Kombinovany Útočneny Voz, или комбинированная ударная машина). Откровенно говоря, с самого начала у этого проекта дела шли не очень. В результате фактически средним танком занимались на Škoda, причем разрабатываемая в Пльзене машина, за время разработки, сильно изменилась. Итогом стал совершенно другой средний танк - Škoda Š-III. Обо всем этом и пойдет речь в данном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervaia-popytka-shkody-sdelat-srednii-tank-60c5301caa55f742540feeed

Другие материалы по чехословацкой бронетехнике:
Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33
Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники
История R-1 (Praga AH-IV-R), чехословацкой танкетки, которая строилась по заказу румынской армии
Разведывательный танк-амфибия ČKD F-IV-H, появившийся слишком поздно, чтобы попасть в чехословацкую армию
Škoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкеток
Praga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в серию
Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38
Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным
P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса
TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны
Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией
Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию

чешская бронетехника

Previous post Next post
Up