Первый с индексом Т-90

May 25, 2021 09:58

Во второй половине 1942 года ситуация в советской танковой промышленности достаточно сильно поменялась. Опыт первого года войны, а также первой половины 1942 года, ясно обозначил приоритеты. Всё очевиднее становилась необходимость максимально поднимать объемы выпуск Т-34, именно эта машина становилась наиболее приоритетной. Танк получился оптимальным для ведения боевых действий. Он обладал необходимой подвижностью, более-менее приличной броневой защитой и мощным вооружением. В период боевых действий конца 1941-начала 1942 годов 34-ка зачастую являлась единственным танком, способным передвигаться по пересеченной местности. КВ-1 был перетяжелен, а Т-60 слишком слабым. Появившийся весной 1942 года легкий танк Т-70 был уже получше Т-60, но иллюзий никто не строил. Уже весной 1942 года было очевидно, что на таком количестве предприятий, как Т-60, новый легкий танк строить не будут. Летом 1942 года ситуация только ужесточилась. Необходимость большего количества Т-34 привело к тому, что его производство было решено развернуть в Челябинске, подвинув выпуск КВ. Кроме того, в конце июля 1942 года было принято решение о выпуске Т-34 в Свердловске, на площадке бывшего завода №37. Производство Т-60 окончательно завершилось, а для выпуска Т-70 осталось 2 площадки - ГАЗ им. Молотова в Горьком и завод №38 в Кирове. Их бы тоже использовали для выпуска Т-34, но производственные возможности не позволяли.

Смена приоритетов была верной, что показали и бои 1942 года. Первое же применение Т-70 выявило проблемы, связанные с удобством работы экипажа и, что важнее, броневой защиты. Да и с ходовой частью имелись проблемы. Это не являлось какой-то неожиданностью: время легких танков подходило к концу, те же немцы летом 1942 года производство боевых машин подобного типа прекратили. У нас легкие танки продержались на год дольше, тем не менее, общее понимание проблемы также имелось. Вместе с тем, такая ситуация совсем не означала, что время боевых машин легкого типа закончилось. База легких танков становилась необходимой для создания САУ, а вот они не устарели до самого конца войны. Самоходная артиллерия, имевшая заведомо более мощное, нежели базовое шасси, вооружение являлась необходимой составляющей в войсках. И чем дальше шла война, тем более очевидным это становилось. В этом смысле развитие советской самоходной артиллерии ничем не отличалось от зарубежных тенденций. Больше того, у нас самоходной артиллерией занимались куда раньше. Первые серийные легкие САУ военного периода появились еще летом-осенью 1941 года, в том числе и зенитные самоходные артиллерийские установки.


Работы по советским зенитным самоходным артиллерийским установкам вновь форсировали после того, как в конце июня 1942 года был сбит немецкий связной самолет. На его борту оказался отчет об испытаниях штурмовика Henschel Hs 129A, вооруженного 30-мм автоматической пушкой MK 101. Следует отметить, что зенитные средства, в том числе и самоходные, в Красной Армии имелись. Речь идет, прежде всего, об установках счетверенных пулеметных установок М-4 в кузовах грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, а также подобные им машины. Включая и ЗСУ на базе ЗИС-6 с установкой в кузове 37-мм автоматической пушки 61-К. Наконец, к июлю 1942 года шли работы над ЗСУ СУ-31. Еще одна ЗСУ, точнее, зенитный танк на базе Т-70, с весны 1942 года разрабатывался ОКБ-15 под руководством Б.Г. Шпитального. Вместе с тем, выявился ряд недостатков, связанных, прежде всего, с уже имеющимися зенитными средствами. Одним из главных недостатков указывалась недостаточная проходимость. Всё это привело к тому, что в начале августа 1942 года появилась идея быстрого решения в виде зенитных танков на базе Т-60 и Т-70. Согласно концепции, на неизменное шасси танка ставилась зенитная башня, что позволяло оперативно организовать выпуск ЗСУ без ущерба для выпуска базовой машины. В связи с тем, что головным разработчиком и производителем Т-70 являлся ГАЗ им. Молотова, именно на горьковских конструкторов легла основная нагрузка. Так начиналась работа по герою данного материала - зенитному танку Т-90.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/proigravshii-pobeditel-v-konkurse-na-malyi-zenitnyi-tank-60a799661a258e732253a4b5

Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)
Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)
Малый танк сопровождения Т-20, попытка модернизации МС-1, которая не задалась
Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26
Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26
История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40
Т-40с, которого не было
Трудный запуск Т-40 в серийное производство, а также большие испытания осени 1940 года, в которых принимали участие и женщины-танкисты
Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
Т-60 с башнями Т-30
Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)
К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26
История разработки огнеметной версии танка сопровождения Т-50
История серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50, или почему неудача с ним оказалась запрограммированной
История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70
Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. Савина
Опытный образец легкого танка, который первым получил обозначение Т-80
Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70

ЗСУ, Т-70

Previous post Next post
Up