Полугус как танк-разведчик

Apr 24, 2021 09:59

После окончания Первой мировой войны в подавляющем большинстве стран объемы работ по новым видам вооружения и военной техники существенно снизились. Причины прозаичны: война пожирала огромные ресурсы, в том числе и финансовые, дальше так продолжаться не могло. Касалось это и французской военной промышленности. Амбициозные программы вроде выпуска нескольких сотен сверхтяжелых танков FCM 2C пришлось сворачивать, поскольку целей для них уже не было. Урезались и другие программы разработки бронетанковой техники. Надо сказать, что отчасти урезание бюджетов благотоворно сказалось на дальнейшем развитии событий. После окончания Первой мировой войны ее наследие в виде нескольких тысяч легких танков Renault FT еще долго тянуло французскую армию мертвым грузом. Будь таких танков еще больше, ситуация могла оказаться еще хуже. Французам и так не позавидуешь: в отличие от англичан, которые послевоенную программу начали почти с чистого листа, их коллегам довольно долго приходилось заниматься развитием танка, работы по которому начались еще в 1916 году. Не говоря уже о том, что идейные вдохновители всего этого безобразия мыслями так и остались на полях сражений Первой мировой войны.

В этом смысле довольно интересно посмотреть на то, как складывались дела в другом сегменте французской армии - кавалерии. Ее груз Первой мировой войны давил гораздо меньше, поскольку танков кавалеристам и не полагались. Им они, впрочем, и не особо оказались интересными. Танки в то время были крайне неспешными, что лишало смысла в их наличии. В середине 20-х годов кавалерия внимательно следила за работами по Renault NC-2, поскольку ожидался существенный рост скорости, но результат разочаровал. Между тем, в 1925 году появилась альтернатива танкам. В этот год начались поставки полугусеничных бронемашин Citroën 10 HP P 4 T. Данные бронемашины стали развитием темы ходовой части Адольфа Кегресса. Совместно с Андре Ситроеном он стал продвигать полугусеничную схему и ходовую часть своей разработки. Резинотканевая гусеничная лента, которая далее получила металлические подушки, тогда казалась очень перспективной. "Полугусы" оказались между колесными и гусеничными машинами. У них была более высокая скорость передвижения в сравнении с чисто гусеничной техникой и более высокая проходимость в сравнении с колесными машинами. White TBC, самый массовый французский броневик того периода, развивал скорость до 40 км/ч, но средняя скорость составляла 20 км/ч. У Citroën 10 HP P 4 T средняя скорость была такой же, а максимальная достигала 35 км/ч. При этом полугусеничная машина явно превосходила колесную машину по проходимости. Развитием идеи стал Citroën 16 HP, позже превратившийся в полугусеничный бронеавтомобиль Schnedier P 16. По большому счету, тогда данный броневик вполне тянул на звание колесного танка. Вооружение из 37-мм пушки и спаренного пулемета, экипаж из 3 человек, толщина брони до 11,5 мм, боевая масса 6300 кг. Это примерно было равно танку типа Renault FT. Вот только максимальная скорость достигала 47 км/ч, а средняя скорость составляла 30 км/ч.


Несмотря на то, что ходовая часть Адольфа Кегресса не была идеальной, к началу 30-х годов кавалерия ставила именно на нее. Успехи полугусеничных машин заметили и в пехотном командовании, да и ряд производителей, включая Renault, пытались использовать похожую ходовую часть. Не стоит удивляться, что 9 декабря 1930 года, когда запустили программу моторизации французской армии, тандем Citroën-Kégresse вписался и туда. Данная программа стала продолжением программы моторизации французской кавалерии, которая была запущена 4 июля 1930 года генералом Жан Флавиньи, командующим французской кавалерией. Соответственно, Citroën-Kégresse пыталась влезть и на делянку пехоты, и к кавалерии. Силами Citroën было создано "малое" шасси, которое пошло в работу по трем типам машин. Под индексом Citroën P 26 A создали бронетранспортер на 7 человек, он шел по спецификации Type K. Тот же самый БТР, но в командирском исполнении для 4 человек, шел по спецификации Type M. Третьим шел артиллерийский тягач и подвозчик боеприпасов, он обозначался как Type N. Под эту спецификацию было создано три шасси Citroën P 28. В данной категории было очень жарко, особенно с учетом того, что там же находился и Renault UE, быстро выбившийся в фавориты конкурса. Тем не менее, аутсайдер "легкой" программы Citroën оказался востребованным по другой категории. Дело в том, что командование кавалерии захотело машину-разведчик типа танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Собственного говоря, "малая" серия являлась прямым аналогом английской машины. Так вот, под категорией Type L подразумевалась машина-разведчик, фактически танкетка. И вот тут Citroën среагировала быстрее всех, быстро запустив работы по переделке одного образца P 28 в бронемашину-разведчик. Об этой машине речь и пойдет.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/lichinka-tankarazvedchika-6082c74f93645d2d32f22f51

Другие статьи по французским легким танкам и бронемашинам:
Char d'Assault Peugeot, легкий штурмовой танк, являвшийся конкурентом Renault FT
История Renault FT BS (Blockhaus Schneider), или же Char FT canon de 75 S, танка поддержки на базе Renault FT
Renault FT-Kégresse и другие попытки оснастить французские легкие танки ходовой частью Адольфа Кегресса
Легкий кавалерийский танк-разведчик AMR Citroën P 103, официально именовавшийся бронемашиной
Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии
Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков
История французского опытного легкого танка Renault NC 1
К 85-летию принятию на вооружение легкого кавалерийского танка Hotchkiss H 35

французские бронемашины, французские легкие танки

Previous post Next post
Up