Личинка английского легкого танка

Apr 21, 2021 09:59

Развитие английского танкостроения шло довольно нестандартным путем. Изобретатели танков изначально вообще хотели "сухопутный флот", с боевой массой машин больше сотни тонн, но по ходу разработки размеры танков существенно снизились. В результате первый английский танк имел массу 28 тонн, а также куда более скромное вооружение, нежели планировалось изначально. От сухопутных броненосцев, которых в 1903 году описал в своем рассказе Герберт Уэллс, мало что осталось. Их пришлось вписывать в габариты железнодорожных платформ, а реальная броневая защита оказалась куда скромнее тех самых сухопутных броненосцев. Тем не менее, 15 сентября 1916 года первые английские "ромбы", во время атаки в районе Флер, оказали большое психологическое воздействие на противника. Кроме того, идея Уэллса использовать танки массово оказалась верной. Даже не особо удачная атака под Флер оказала эффективность танков, это дало основание для крупномасштабного их производства. Вместе с тем, англичане оказались заложниками той системы, которую сами и создали. Их танки, как и большинство подобных машин начального периода танкостроения, были крайне неторопливые, а маневренность огня низкая. Самое интересное, что Little Willie, самый первый танк, должен был иметь башню (даже поставили ее макет), но потом от нее отказались. Больше того, никакой башни не предполагалось и самых первых средних танках.

Можно сказать, что недостатки первых танков решались англичанами по мере поступления. Для начала, речь пошла о маневренности. В 1917 году началось производство Medium Tank Mk.A, первого английского среднего танка. При откровенно невыразительном вооружении у него уже имелось преимущество в виде скорости, которая достигала 13,5 км/ч. Маловато, но у "ромбов" она была значительно меньше, как и французских Renault FT. Medium Tank Mk.A стал родоначальником класса, который в Советском Союзе назвали "маневренными танками". Правда, дальше разработки Уолтера Вильсона и сэра Уильямома Триттона явно пошли куда-то не туда. Они слишком заигрались с "ромбами", в результате Medium Tank Mk.B и Medium Tank Mk.C по сути оказались теми же "ромбами", но поменьше и с рубками на крыше. По итогу происходящего звезда William Foster & Co., как производителя танков, быстро закатилась. Свято место пусто не бывает. Во-первых, у английских военных имелся арсенал в Вулидже, который стал одним из центров разработки, а также производства новых типов танков. Во-вторых, в танкостроение пришел новый игрок - Vickers Limited. Сталелитейщики из Шеффилда на оружейный рынок выходили неторопливо. Начинали они с флота, далее, в 1897 году, была приобретена Maxim Nordenfelt Guns And Ammunitions Company. Это сделало Vickers Limited одним из ведущих производителей вооружения. Дальше, в 1901 году, появилась Wolseley Motors, изначально занимавшаяся автомобилями, но затем существенно расширившая ассортимент своей продукции. С Wolseley связан и первый опыт создания боевой машины, а именно две бронемашины. Что же касается танкостроения, то в 1919 году была приобретена MCCW (Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company), у который главным профилем являлось вагоностроение, но выпускала она и "ромбы". причем не просто выпускала, а являлась одним из ключевых их производителем.


Начало 20-х годов для английского танкостроения было очень непростым временем. Medium Tank Mk.D, разработанный майором Филиппом Джонсоном и построенный арсеналом в Вулидже, показал феноменальную скорость, но при этом оказался крайне сырой машиной. Вместе с тем, общее направление по созданию маневренных машин оставалось. Его поддерживал и подполковник Джон Фуллер, к 1921 году имевший прямое отношение к разработке новых требований к танкам. Среди идей Фуллера было и создание новых типов танков, предназначенных, в том числе, и для использование в жарком климате. Данный танк относился к легкому классу, который англичане поначалу настойчиво игнорировали. В результате к началу 1921 года англичане были уже даже не вторыми или третьими, кто занялся легкими танками. Первыми оказались французы, далее были американцы, немцы, итальянцы, даже в Советской России создали свой легкий танк - "Рено-русский". Вот так, совершенно неожиданно, английское танкостроение оказалось в роли догоняющих. При этом, надо сказать, ничего особо страшного в такой ситуации не было. Будем откровенными, к началу 20-х годов новым требованиям, прежде всего по подвижности, соответствовал только FIAT 3000, да условно LK II. Остальные машины данного типа уже были слишком неспешными. Да и по вооружению ситуация выглядела не очень хорошо. Так что у англичан оставалось время для экспериментов. Занялись ими на Vickers Limited. Возглавил эти разработки сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-angliiskii-legkii-tank-6071604a660d4852aefd6cfc

Другие статьи по английским легким танкам:
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI на испытаниях в шведской армии
Почему английские военные не оценили Vickers Mk.E, один из важнейших танков межвоенного периода
Английские легкие танки Vickers Mk.E в польской армии
Пехотный танк Valentine II на советско-германском фронте зимой 1941-42 годов
Подержанные Valentine для Красной Армии летом-осенью 1944 года
История пехотного танка Valentine XI , последней серийной модификации данной боевой машины, умудрившейся довоевать в английской армии до конца войны
Система английских обозначений бронетехники, введенных с 22 сентября 1941 года

английские легкие танки

Previous post Next post
Up