Landsverk L-60 для шведской армии

Apr 03, 2021 10:00

В 1935 году, с довольно существенной задержкой, шведская королевская армия получила заказанные у AB Landsverk экземпляры танков пробной партии. Изначально разговор шел о колесно-гусеничном танке, но летом 1931 года заказ изменился. Взвесив все за и против, шведские военные отдали приоритет чисто гусеничному танку Landsverk L-10, заказав их 3 штуки. Что же касается колесно-гусеничной машины, то ее улучшенная версия, получившая обозначение Landsverk L-30, изначально заказывалась как опытное шасси из неброневой стали и с макетной башней. Насколько хорошо были ознакомлены с результатами испытаний Landsverk L-5 (он же Räder-Raupen Kampfwagen m/28), неизвестно, но что у машины ряд проблем, было очевидно. В виду хитрой схемы колесного хода корпус получался очень узкий, как и боевое отделение. Это означало и меньшую массу, которая выделялась на броню, и проблемы с управляемостью на гусеничном ходу, и более тесное размещение экипажа. По крайней мере, по этому поводу у шведских военных явно были подозрения. Неслучайно L-30 закупалась именно как тестовое шасси, а чисто гусеничный L-10 - как три полноценные боевые машины.
Как показали последующие события, шведские военные оказались правы. L-30 обладал ровно теми же проблемами, что и L-5. При полной длине корпуса 5200 мм ширина колеи составляла всего 1300 мм, то есть вылезли проблемы с управляемостью на гусеничном ходу. Хуже того, масса L-30 составила 11,5 тонн против 11 тонн у Landsverk L-10. При этом у L-10 была полноценная броня толщиной до 24 мм, а также полный комплект вооружения. Так что выбор чисто гусеничной машины оказался верным. Впрочем, и с L-10, который получил обозначение Strv m/31, не всё было гладко. Планетарная коробка передач работала не самым лучшим образом, подвеска получилась довольно сложной и чересчур архаичной для середины 30-х годов. Нет, сам по себе танк был неплохой, но для начала 30-х годов, а не середины десятилетия. Конечно, у соседей танки выглядели не лучше, тем не менее, понимание того, что Strv m/31 не станет крупносерийным, у шведов уже появилось.

Отчасти решение о том, что Strv m/31 останется в виде танка установочной партии, было принято под влиянием самой Landsverk. Дело в том, что GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb), которая с 1925 года являлась фактическим владельцем Landsverk, в конце 20-х стала ориентировать свой шведский актив и на военную продукцию. Естественно, Landsverk оставалась своеобразным полигоном для отработки различных технических решений под немецкую танковую программу. Вместе с тем, часть разработок компании из Ландскроны не имело никакого отношения к немецким, или шведским заказам. GHH искала выходы на зарубежные рынки, и они вскоре нашлись. Первой ласточкой стали бронемашины семейства L-180, по ТТХ очень похожие на танки. Еще раньше началась разработка чисто экспортных танков-разведчиков L-100/L-110 и легких танков L-60/L-80. Обозначение через дробь означало, что один танк был чисто гусеничный, а второй - колесно-гусеничный. И если у L-100/L-110 судьба оказалась очень сложной, то у L-60 дела обстояли гораздо лучше. Колесно-гусеничный L-80 строить не стали, а вот чисто гусеничный L-60 заказала Ирландия. 2 штуки, но тоже неплохо для начала.

За время разработки легкий танк Landsverk L-60 сильно изменился, во много благодаря тому, что стал своеобразным обкаточным стендом для немецких агрегатов. В результате L-60 стал первым в мире танком с торсионной подвеской. Первый танк с серийным номером 49 был продемонстрирован в августе 1935 года. Несмотря на то, что в результате инцидента случился пожар, который уничтожил танк, первый показ оказался скорее успешным. Во-первых, ирландской стороне бесплатно строили замену, во-вторых, демонстрация L-60 привлекла внимание нескольких потенциальных зарубежных покупателей (первым из них была Швейцария). В-третьих, новинкой заинтересовались в KAAD (Kungliga Arméförvaltningens Artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии).


16 сентября 1935 года второй образец танка, с серийным номером 50, был показан комиссии KAAD под руководством капитана Эрика Гиллнера. Следующий показ состоялся 7-8 апреля 1936 года, той же самой комиссии показали второй танк по ирландскому контракту, с серийным номером 91. Отмечалась отличная работа торсионной подвески, явно превосходящей подвеску Strv m/31. Посему появилась идея закупки аналогичных танков, но с 37-мм орудиями Bofors, как на Strv m/31. В июле 1936 года с Landsverk заключили контракты на выпуск двух образцов. Первый, с серийным номером 103, получал военный регистрационный номер 61, а второй, с серийным номером 104, получал регистрационный номер 62. Первый танк изначально делался как шасси, а второй - полноценной боевой машиной. О них речь и пойдет.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/byvshii-eksportnyi-tank-dlia-shvedskoi-armii-60672d06a649f87c91fbc27d

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией
Landverk L-60, первый танк с торсионной подвеской, ставший одновременно и первым шведским экспортным танком
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10

шведские легкие танки, landsverk l-60

Previous post Next post
Up