Первый подход к теме Char B

Mar 31, 2021 09:59

Так исторически сложилось, что англичане, создавшие первый серийный танк, разработали машину тяжелого класса. Вообще-то там планировался куда более более тяжелый монстр, но по итогам удалось как-то вписаться в 28 тонн. Конечно, крупные габариты "ромбов" позволяли поставить внушительную батарею пушечно-пулеметного вооружения, но при этом возникал ряд проблем другого характера. Во-первых, объемы производства таких танков оказывались меньше, чем у менее крупных машин. 1000 Mark IV - это результат работы нескольких заводов, у французов 400 "Сен-Шамонов" сделал один завод. Как и 400 Schnedier CA 1. Во-вторых, народная примета "чем больше тело, тем громче оно падает" работала и тут. Броневая защита "Марков" была такая же, как и у других танков, а габариты слегка побольше. Наконец, большая масса накладывала массу ограничений, касающихся и средств доставки, и средств эвакуации. Поэтому решение французов делать сначала Schneider CA 1 было вполне понятным и правильным. Этот танк, выпускавшийся силами SOUMA, имел боевую массу чуть менее 15 тонн, 75-мм короткоствольное орудие, более подходящее для задач поддержки пехоты, нежели 6-фунтовые (57-мм) пушки, стоявшие на "ромбах". Да и такого частокола пулеметов, как у "ромбов", оказалось не особо надо. Перевозился данный танк на дальние расстояния при помощи тягачей, для чего имелись специальные прицепы. Тем самым обеспечивалась неплохая мобильность.
Дебют Schneider CA 1, впрочем, оказался трагичным. 24 апреля 1917 года танки данного типа, как и Saint-Chamond, применили во время провального наступления под Берри-о-Бак. Из 132 танков французы потеряли 76, погиб командовавший наступательной группой майор Луи Боссю. Причиной таких потерь стали бездарные действия генерала Робера Нивеля, главнокомандующего французской армии. По сути он пустил танки на убой, за что поплатился должностью. 9 мая 1917 года новым главнокомандующим стал Филипп Петен, который, в отличие от Нивеля, прекрасно понимал ценность танков. Вместе с тем, тяжелые потери под Берри-о-Бак имели самые серьёзные последствия для французского танкостроения. Генерал Жан Батист Эжен Эстьен пересмотрел свои взгляды на то, каким должен быть основной французский танк. Проекты Schneider CA 3, которые прорабатывались весной 1917 года, так и не были реализованы, тем не менее, один из них стал катализатором развития новой концепции, которую Эстьен стал постепенно формировать в своей голове.

Концепция новой системы танкового вооружения, которая сформировалась в 1920 году, не подразумевала наличия Renault FT. Вместо этой машины генерал Эстьен, генерал-инспектор по танкам, предлагал новый тип танка - Char B (Char de Bataille, то есть боевой танк). Данный танк здорово напоминал новое прочтение проектов Schneider 1917 года. Больше он напоминал не танк, а штурмовую САУ. Это было связано с тем, что таким образом экономилась масса на "не нужной" башни. Башня если и предполагалась, то чисто пулеметная, да и вообще, Char B вполне мог обойтись командирской башенкой. Боевая масса танка оценивалась в 13 тонн, что как раз оказалось очень близко к упомянутым проектам. Аналогично им, в лобовой части корпуса находилась 75-мм пушка типа Canon de 75 court Mle.1916 Schneider. Получался тот самый Char d'Assault, то есть штурмовая машина, являвшаяся средством поддержки пехоты. Предполагавшаяся легкая противоснарядная броня (она тогда составляла 25 мм) защищала танк от огня легких пехотных орудий. Самое интересное, что очень похожий танк создала в 1919 году Delaunay-Belleville, но с рядом оговорок. Сама концепция была похожей, но не исполнение. Танк Delaunay-Belleville являлся гипертрофированным Renaut FT, 75-мм пушку ставить оказалось некуда, а броневая защита осталась на уровне базового танка. Так что его появление оказалось полезным только как задание общего направления развития.


Полноценная работа по теме Char B началась в конце 1921 году, когда генерал Эстьен сформировал требования на машину и выдал на нее задание. Всего предполагалось построить 120 танков, причем задание распределялось по пяти фирмам. Помимо Delaunay-Belleville, в работу включались и другие производители танков. Ими были FAMH (Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt, ее танки обозначались как Saint-Chamond), FCM (Forges et chantiers de la Méditerranée, авторы самого большого из серийных танков - FCM 2C), Renault и Schneider (точнее, SOMUA). Общее пожелание было следующим: создать вместе оптимальную конструкцию, испытать и запустить в серию. Работы хватило бы для всех. Delaunay-Belleville, как самая маленькая, выпускала 10 танков, по 15 танков изготовляли FCM и FAMH, а самый большой объем, по 30 штук, оказывался на стороне SOMUA и Renault. С учетом снижения финансирования, вполне себе заказ. Но Эстьен явно не учел, что вести себя с производителями стоит крайне жестко, иначе согласия не будет. Именно это и получилось в случае с первой итерацией Char B.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronetankovye-lebed-rak-i-dve-scuki-605de02cc59e7361da9f6a4d

Другие статьи по французским средним и тяжелым танкам:
Опытный средний танк Delaunay-Belleville, созданный в 1919 году с использованием агрегатов Renault FT, а также другие предшественники Char B
Французский экспериментальный средний танк Char G1P, единственный из программы Char G, который дошел до стадии опытного образца

char b

Previous post Next post
Up