Даже в нынешнее время вполне массовым явлением считается такая конструкция, как самоходный миномет. Появились они далеко не вчера. Еще в конце 20-х годов англичане проводили эксперименты по установке миномета на шасси танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Несмотря на то, что подобные опыты долгое время имели скорее экспериментальный характер и не приводили к эффективным результатам с точки зрения серийных изделий, вечно так продолжаться не могло. После того, как началась Вторая мировая война, необходимость повышения мобильности минометов быстро стала делом насущным. Как правило, решали это за счет перевозки минометов не прицепленными за грузовиками или иными тягачами (в таком случае скорость перевозки была ограниченной 15-25 км/ч), а в кузове. Правда, при этом обычно миномет перевозили в разобранном виде, посему требовалось его выгрузить, собрать итд, что, разумеется приводило к трате бесценного времени. Поэтому в некоторых странах перешли к созданию самоходных минометов. Наиболее оригинально поступили в Красной Армии, где как самоходные минометы использовались мотоциклы с колясками. Это детище военного времени оказалось массовым и весьма эффективным.
За рубежом, прежде всего в Германии и США, пошли несколько иным путем. Там роль самоходных минометов взвалили на полугусеничные бронетранспортеры. Причем эти изделия были весьма массовыми. 81 mm Mortar Carrier M4/M4A1/M21 было выпущено больше 1000 штук, у немцев весьма массовыми изделиями были самоходные минометы на шасси Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251. Там, впрочем, также не выходили за рамки средних калибров. Но при этом имелись изделия залпового огня. Например, на базе трофейных полугусеничных тягачей SOMUA MCG выпустили небольшую серию 16-строльных самоходных минометов, которые в 1944 году применялись в Нормандии. Более массовым явлением стали подобные аппараты американского происхождения, правда, там применялись морские бомбометы. Их весьма активно применяли на Тихом Океане. Использовались при этом колесные шасси.
Про советские эксперименты в данной тематике как-то не очень известно, но и у нас многоствольные минометы на гусеничном шасси вполне разрабатывались. Данная тема, можно сказать, сериальная, а сегодня речь пойдет о самой хтоничной среди них.
В конце ноября 1942 года силами Артиллерийской академией РККА имени Ф.Э. Дзержинского, которую эвакуировали из Ленинграда в Самарканд, была разработана необычная машина. Получившуюся конструкцию ее создатели назвали "самоходной минометной установки М-4". Цифра 4 означало количество использованных стволов. Представляла она счетверенный миномет калибра 120 мм, который был установлен в кузове грузового автомобиля ЗИС-5. Обычно подобные конструкции выглядят довольно кустарно, но не в данном случае. Получилось вполне удачное изделие, которое еще и успешно прошло полигонные испытания.
Согласно выводам комиссии, самоходная минометная установка М-4 предлагалась для использования механизированными соединениями, а также в качестве кочующих батарей. Дать серию залпов и убежать до того, как район накроют ответным огнем - это очень неплохое качество. Об этой необычной системе и рассказывается в данном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/zalpovaia-shaitanarba-5fd1fac7f8b0ca206de9e883 Другие материалы по советским колесным импровизациям:
Бронированный грузовик Ижорского завода ПБ на шасси ЗИС-5Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского заводаМехтягя для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧКСамоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШМотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завесИз истории создания бронетранспортера БТР-40