Ситуация в Китае была крайне сложной, примерно такой же оказалась и история появления там танков. Первыми из них оказались
Renault FT, приобретенные в 1925 году Фэнтяньской кликой. "Официальными" же танками Китайской республики стали боевые машины продукции Vickers. Сначала было приобретено 12 танкеток Carden-Loyd Mk.VI, а далее китайская армия закупала, небольшими партиями, разведывательные танки-амфибии VCL M.1931 и легкие танки поддержки
Vickers Mk.E. Последние оказались наиболее удачным приобретением Китайской республики. Всего было приобретено 20 танков данного типа, поставлявшихся в трех сериях. Вторая и третья серия уже оснащались стеклоблоками, часть были радийными, одним словом, вполне приличный танк для своего времени. Особенно с учетом того, что большого выбора не имелось.
Между тем, Чан Кайши получал военную помощь с еще одной стороны - Германии. Началось всё еще во второй половине 20-х годов, но особенно это стало проявляться в 30-е годы. Немалую лепту в это внес генерал Йоханнес Фридрих Леопольд фон Сект, который с 1933 по 1936 годы был советником Чан Кайши. При нем китайская армия сильно "германизировалась". Достаточно сказать, что основу китайского стрелкового вооружения составляло немецкое оружие, в том числе выпускавшееся местными арсеналами. Под началом фон Секта была проведена большая реформа, в китайской армии имелось немалое количество немецких советников. Благодаря этому боевая выучка несколько выросла, хотя помогло это лишь отчасти. Военная реформа предполагала период в 10 лет, а судьба отвела китайской армии всего около 3,5 лет перед началом Второй японо-китайской войны. Тем не менее, уже в ходе боёв за Нанкин результаты немецкой помощи дали определенные результаты. Китайская армия оказалась сильнее, чем предполагали японцы, взятие тогдашней китайской столицы обернулось тяжелыми потерями (это стало во многом предпосылкой к Нанкинской резне).
Одним из интересных эпизодов битвы за Нанкин стало то, что в ней принимали участие и немецкие танки
Pz.Kpfw.I Ausf.A. Точнее, правильно их называть La.S., потому как летом 1937 года то, что принято называть Pz.Kpfw.I Ausf.A, окончательно сформировалось летом 1937 года, когда прошла программа модернизации всех ранее выпущенных танков данного типа. Китай же получил, судя по тем немногочисленным фотографиям, которые имеются, машины 3-й и 4-й серий (3.Serie/La.S. и 4.Serie/La.S.), да и в переписке их также называют La.S. Это были наиболее совершенные танки в семействе, выпускали их в 1936 году.
Китайцы получили новые танки, которые получали штатное вооружение в виде пары пулеметов MG 13 (их пламягасители, которые на немецких танках часто не ставились, породили слух об установке на китайские машины ручных пулеметов ДП, что слегка не так). Всего Китай купил 15 таких танков, причем обошлось им это приобретение крайне недешево - 1,03 миллиона рейхсмарок, или около 68,7 тысяч рейхсмарок за танк. Для понимания, немецкой армии эти же танки обходились в 38 тысяч рейхсмарок. Собственно говоря, Китай стал единственной страной, куда была поставлена столь крупная партия немецких танков в довоенный период. Испания тут не в счет, это была военная помощь.
В отличие от Испании, где были немецкие инструкторы и полноценная помощь, в Китае подобного не оказалась. И вот тут "единички" показали себя совсем иначе. Этому и посвящен данный материал.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckoe-ne-znachit-luchshee-5fca0ff552642f33b9d71d4f Предыдущие статьи по немецким легким танкам:
Экранировка для Pz.Kpfw.II Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug, учебные модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B, которые внезапно для себя оказались боевыми. Танки-штурмовики для генерала фон Браухича