Уралмашевский фальстарт

Dec 02, 2020 10:00

Сегодня исполняется 78 лет со дня принятия на вооружение СУ-122, первой отечественной средней САУ, выпускавшейся большой серией. Ее история началась 14-15 апреля 1942 года, когда состоялся пленум Акртома ГАУ КА. Вместо истребителя танков на нем решили далее разрабатывать штурмовую САУ с использованием базы Т-34. Исполнителями работ указывались завод №183 (г. Нижний Тагил, шасси танка) и завод №8 (г. Свердловск, разработка самой установки, плюс орудие). Разработка проектов штурмовых САУ на базе Т-34, которая велась силами КБ завода №8 (главный конструктор Ф.Ф. Петров), является темой отдельного материала. Стоит лишь упомянуть тот факт, что дальше эскизных проектов дело не продвинулось. То же самое касалось и конкурирующих разработок КБ завода №592 (г. Мытищи, главный конструктор Е.В. Синильщиков). Одной из причин сложившейся ситуации были процессы, напрямую связанные с Т-34. Потребность в этих танках была очень высокой, настолько, что за срыв выпуска был снят со своей должности нарком танковой промышленности В.А. Малышев. А поставленный на его место И.М. Зальцман, до того директор Кировского завода, получил прямое указание - взвинтить темп выпуска этих танков. Что Исаак Моисеевич (ему, кстати, скоро исполнится 115 лет) и принялся выполнять.
Ситуация стала меняться после того, как 28 июля 1942 года вышло постановление ГКО №2120 "Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе №37 Наркомтанкопрома". 29 сентября 1942 года бывший завод №37 (отныне завод №50, включенный в структуру УЗТМ) сдал первые Т-34. Данный факт имел в истории создания советских средних САУ ключевое значение. Без наличия производственной базы по шасси ничего не получилось бы.

19 октября 1942 года было подписано постановление ГКО №2429сс "О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок". Сроком изготовления было указано 20 ноября 1942 года. На этом этапе к разработке подключился Ж.Я. Котин, который исполнял обязанности заместителя наркома танковой промышленности. На следующий день после подписания постановления ГКО №2429сс Котин собрал в Свердловске совещание, на котором рассмотрели проект самоходной артиллерийской установки ЗИК-11. По результатам совещания было принято решение взять ЗИК-11 за основу, но при этом на УЗТМ организовывалась специальная конструкторская группа. Эту группу, состоявшую из 16 конструкторов, возглавил Л.И. Горлицкий.


Машина, ведущим инженером которой стал Н.В. Курин, получила индекс У-35. Первые заводские испытания У-35 прошла 30 ноября 1942 года. Поскольку работы шли в большой спешке, испытания проходили в режиме "как есть". Выявившиеся дефекты принялись устранять, а 5 декабря 1942 года У-35 поступили на испытания. Но еще 2 декабря было решено принять машину на вооружение. Об этом и рассказывается в данном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/sverdlovskii-shturmovoi-toropyjka-5fc61ff76129f611a5682553

Другие статьи по советские гусеничные САУ:
Особенности производства СУ-122 летом 1943 года: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/doroga-na-mednyi-rudnik-i-goriascii-plan-po-su122-5f734ae2d8d7142a89db3689
Модернизация СУ-76М завода №40 с крышей боевого отделения: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/mytiscenskaia-krysha-dlia-su76m-5f7c0357952c3b370ed76290
Модернизация СУ-76М завода №40, принятая в серию: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/polumera-s-kryshei-dlia-su76m-5f9001c42c1a69338ee37183
Развитие советских средних САУ в 1940-43 годах: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ciklichnost-so-srednimi-sovetskimi-samohodami-5f9aa5442603b20d51b2a8eb
Из истории создания ИСУ-122: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dolgaia-doroga-k-tiajelomu-istrebiteliu-5fad39b53cce092eaaad0b9c

СУ-122

Previous post Next post
Up