Что будет, если надуть Renault FT

Nov 29, 2020 09:58

Французское танкостроение развивалось несколько иначе, нежели английское. В отличие от англичан, которые с самого начала работали над тяжелым танком (точнее, работали они в принципе над танком, но получился тяжелый), французы приоритетом поставили более легкую машину. С этой идеей они явно не ошиблись: Schneider CA 1, созданный в 1916 году, получился немного быстрее, а вооружения из 75-мм короткоствольной пушки и 2 пулеметов, вполне хватало для поставленных задач. Во всё том же 1916 году появился более тяжелый танк Saint Chamond разработки FAMH (главный конструктор - подполковник Эмиль Римайо). Он был менее удачным с точки зрения проходимости, но обладал куда более мощным вооружением. По этому показателю Saint Chamond стал наиболее грозным танком Первой мировой войны, выпускавшимся в крупной серии.
Вместе с тем, как и в случае с любыми первенцами, к ним набралось немало претензий. Впрочем, во французском Военном Министерстве не было единого мнения, что именно они хотят. Не имел окончательно сложившегося мнения и полковник (далее генерал) Жан Батист Эжен Этьен, отец французских танков. Большое влияние на его видение танков произвел разгром под Берри-о-Бак, случившийся 24 апреля 1917 года. Преждевременное наступление, которое инициировал главнокомандующий французской армии генерал Робер Нивель, превратило дебют французских танков в катастрофу. Наступление французских Schneider CA 1 превратилось в их форменный расстрел. Больше половины танков оказалось либо уничтожено, либо сломалось, погиб майор Луи Боссю, командовавший наступавшей группой. А общие потери составили 76 машин из 132. Это чуть не стало концом французских танков, но крайне "успешная" операция Нивеля привела к огромным потерям не только в бронетанковой технике, но и в живой силе.
Как не цинично это прозвучит, но для того, чтобы спасти французские танковые силы, пришлось принести большие жертвы у Берри-о-Бак. Без этой бронетанковой мясорубки Нивеля, открыто выступавшего против танков, с его места не выкинули бы, случилось это уже 9 мая 1917 года. Как раз после этого существенно расширилась программа по выпуску Renault FT. Вот только Эстьен, после катастрофы у Берри-о-Бак, мнение о танках изменил. Теперь приоритетом было создание боевых машин средней и тяжелой весовой категории, которые выступали в роли танков прорыва. Наилучшим образом это показывает история разработки Schneider CA 3, которая началась в мае 1917 года. По ее итогам в июле того же года сформировался весьма необычный танк. Существовал он в двух вариантах - 16-тонный с башней, и 14-тонный без башни. Казалось бы, что очевидным будет выбор в виде танка, оснащенного вращающейся башней, в которой находилось 75-мм короткоствольное орудие. Для своего времени данный вариант выглядел революционным, он существенно увеличивал маневренность огня. Но Эстьен явно выступал в пользу второго варианта.

Несмотря на то, что этот танк одобрили к серийному выпуску, он так и не состоялся - в феврале 1918 года программу Schnedier CA 3 заморозили. Но сама идея не умерла. Год спустя конструкторы фирмы Delaunay-Belleville из Сен-Дени создали нечто подобное. За основу брался Renault FT, но при этом корпус оказался существенно расширен. Это позволило установить, сбоку от механика-водителя, орудийную установку. При этом сохранялась штатная башня от Renault FT. В связи с ростом габаритов потребовалась и новая, более мощная и крупная силовая установка, переделке подверглась и трансмиссия танка. В результате его длина достигла 5 метров, а масса выросла до 14,3 тонн.


В своё время я про эту машину писал, но тут слегка так побольше, причем объяснением, как вообще подобные штуки появились.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-shag-k-char-b-5fc2035c4c127965db53d3c9

renault ft, char b

Previous post Next post
Up