Итальянское танкостроение довольно резво стартовало. Вслед за грандиозным по размерам, но слишком медленным тяжелым танком FIAT 2000 последовал куда более удачный FIAT 3000. Эта машина стала лучшим клоном Renault FT, причем итальянцы не стали копировать французский танк впрямую. Он был слишком тяжелым, а имевшиеся грузовики не позволяли перевозить такую машину. Да и скорость 8 км/ч как-то не вдохновляла. Посему получился танк, похожий на Renault FT, но на самом деле более удачный. Его скорость была почти в 3 раза выше, башня более просторной, да и вооружение из двух пулеметов более мощным. Правда, в серию он пошел уже в 1921 году, спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны. Тем не менее, прослужил он очень долго, причем вторую серию (FIAT 3000 B, он же Carro armato mod.1930) запустили в серию в 1930 году. Правда, случилось это скорее как вынужденная мера. Предшествовали этому попытки создать сменщика FIAT 3000.
24 марта 1925 года полковник Энрико Малтезе, командир танковой группы, подготовил доклад, в котором обрисовал своё видение дальнейшего развития FIAT 3000. По его мнению, танк требовалось увеличить в размерах, добавить 37-мм пушку, а толщину брони увеличить до 20 мм, чтобы защитить его от огня крупнокалиберных пулеметов и первых противотанковых пушек. Требовалось поставить более мощный мотор, который выдавал уже 75 лошадиных сил, и позволял разгонять машину до 24 км/ч. Боевая масса при этом оценивалась в 8,5-9 тонн. Данный проект получил обозначение Carro Armato Tipo 2. Идея полковника Малтезе осталась без реализации, тем не менее, история имела продолжение.
Снова вопрос о необходимости машины с пушечным вооружением и ТТХ, близкими к Carro Armato Tipo 2, был поднят в 1927 году. На Ansaldo повели себя странно: с одной стороны, они разрабатывали для советской стороны проект 65-тонного танка прорыва, а с другой, не были в состоянии разработать 9-тонный танк. Проблему решили устранять тем же способом, как получили FIAT 3000 - обратиться к зарубежному подрядчику. К французам особого смысла обращаться не было, зато интересные предложения нашлись в Англии. И вот тут начались приключения...
На свою беду, "скауты" Ansaldo наладили отношения с William Foster and Co. Ltd. У людей, создавших первые танки, к тому моменту дела шли плохо. Из обоймы танковых заказов их, еще в начале 20-х годов, вытеснили Vickers и королевский арсенал в Вулвиче. Посему появление итальянцев было воспринято с энтузиазмом. Вряд ли тогда на Ansaldo догадывались, какую ошибку совершили.
Результатом сотрудничества стал танк, официально именовавшийся Carro Armato da 9 T. Совместное детище William Foster and Co. Ltd и Ansaldo стало едва ли не самым упоротым итальянским танком. Об этой машине и пойдет речь в данной статье.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kogda-zakazali-tank-ne-u-teh-anglichan-5fbd9fd44b9b1b331d44a4d3