Двухскатная защита для ИС

Oct 09, 2020 10:00

В 1944 году начался новый виток в развитии броневой защиты советских тяжелых танков. Связан он оказался с тем, что потребовалась защита от более мощного орудия - 8,8 cm Pak 43 L/71. Отчасти защиту удалось создать, но при этом имелись некоторые проблемы. Для начала, испытания показали, что улучшенная броневая не являлась полной панацеей от немецкого орудия, по крайней мере ИС-2 со спрямленной лобовой деталью корпуса, выполненная из катаного листа, пробивалась на дистанции 450 метров и ближе. Далее, возникала проблема с обзорностью. У ИС она и так не самой лучшей, а с новой лобовой деталью обзорность стала еще хуже. А еще начались странные действия со стороны завода №100. Именно он должен был разрабатывать глубокую модернизацию ИС-2, но тут что-то произошло и завод втихую начал проектировать тяжелый танк ИС-6. Который вообще метил на место конкурента Объекта 701, но как-то с защитой получилось не очень.
После такого демарша со стороны завода №100 СКБ-2 ЧКЗ решило заниматься глубокой модернизацией танка самостоятельно и даже построило опытный образец. Тем не менее, осенью 1944 года работы начались снова. На свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1». Главным конструктором танка являлся Н.Л. Духов, а ведущим инженером - М.Ф. Балжи. Согласно пояснительной записке, машина предполагалась как переходная от ИС-2 к Объекту 701. Используя агрегаты ИС-2, предлагалось существенно усилить броневую защиту, воспользовавшись при этом опытом создания Объекта 701. Именно поэтому в переписке танк и именовался как «опытный образец 701-А». Так на свет появился танк, позже получивший обозначение "Кировец-1".
Так вот, ОКБ завода №100 в ноябре 1944 года вдруг проснулось и создало свой проект модернизации ИС-2, он получил обозначение ИС-2У. Как и в случае с ИС-6, ведущим инженером машины был Г.Н. Москвин, а за корпус танка отвечал В.И. Таротько. Именно Таротько и придумал главную изюминку ИС-2У - V-образную верхнюю лобовую часть корпуса, получившую прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. В переписке это решение называли «двухскатным наклонным носом». Сам ИС-2У оказался хуже "Кировца-1", так что в металле его строить не стали. А вот "щучий нос" было решено поставить на проект СКБ-2 ЧКЗ. Так появился тот ИС-3, который мы знаем.

"Двухскатный наклонный нос" стал визитной карточкой советских послевоенных тяжелых тяжелых танков. Благодаря его введений не только удалось повысить бронестойкость, но и поставить люк механика-водителя, это позволило существенно улучшить обзорность в походном положении. Помимо ИС-3, такую же носовую деталь получил тяжелый танк ИС-7, а позже и Т-10, последний советски серийный тяжелый танк. Ну а за рубежом такое решение применили на некотором количестве тяжелых танков. В США создали свой аналог "щучьего носа", только литой.


По пятницам у меня обычно большие материалы, на сей раз про щучий нос. Это связано, в том числе, и с двумя головами из телевизора, которые наговорили столько, что хотелось выть. Всё-таки Жукову дальше Средневековья лучше не вылезать, получается грустно и смешно. Ну а в этот раз материал по щучьему носу.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/morda-klinom-dlia-tiajelogo-tanka-5f7eb0a715099c198a02f2f6

культпросвет, ИС-3

Previous post Next post
Up