Удача с третьей попытки

Aug 24, 2020 12:28

То, что революционные танки встают на производство тяжело, а по ходу разработки часто меняются, давно не секрет. Такую ситуация можно легко видеть в любой танкостроительной школе, что немецкой, что американской, что советской. И если немцы озаботились разработкой потенциальной замены своего основного среднего танка еще до начала Второй мировой войны, то у их визави данный процесс начался в 1941-42 года. Больше того, первые опытные образцы потенциальных заменителей появились в конце 1942-начале 1943 года, а о серии дело дошло лишь к концу 1944 года. При этом только американцы успели применить свой средний танк нового поколения в бою.
В случае с советской стороной новый средний танк разрабатывался больше трех лет, и если поначалу речь шла о глубокой модернизации Т-34, то вскоре от исходного танка мало что осталось. Тем не менее, общая концепция Т-34 оставалась на месте, что являлось большой проблемой. Дело в том, что оставалась необходимость обеспечить нормальный обзор механику-водителю, а также его доступ на своё место. Ну а скольку увеличение длины корпуса было невозможно, люк механика-водителя оставался на своём месте, что, естественно, ослабляло лобовую плиту. Кроме того, и башня была смещена вперед, что также вызывало массу проблем. При этом требования по броневой защите всё росли, а это означало, что боевая масса постепенно приближалась к 35 тоннам.
Решение оказалось простым и сложным одновременно. Если за рубежом с ростом массы смирились, довольно быстро перейдя отметку в 40 тонн, советские танкостроители решили проблему, поставив двигатель поперечно. Такая идея была реализовано более чем за 20 лет до того, но одно дело легкий танк, а другое средний. Тем не менее, в СССР оказались умнее всех, результат не оставил себя долго ждать. Получив броневую не хуже (а по финалу даже лучше), советский Т-44 получился существенно ниже и легче собратьев по классу. Хотя помучиться с танком пришлось довольно много. Только с третьей итерации получилось почти то, что надо. На испытания новый вариант Т-44, он же Т-44А, вышел 18 августа 1944 года, при этом машина еще немного дорабатывалась.

Перед тем, как придти к Т-44А, КБ-520 под руководством А.А. Морозова весьма так помучилось с машиной. Первые два варианта танка имели своеобразную рубку, которая получилась не только неудобной, но и уязвимой для вражеского огня. По этой причине корпус Т-44А в очередной раз подвергся изменениям. На опытном корпусе несколько отошли от изначальных толщин брони. По проекту толщина верхнего и нижнего лобового листов составляла 85 мм, но на опытной машине толщину увеличили до 90 мм. Борта, которые теперь были не переменной толщины, по проекту ослабили до 70 мм, но реально их толщина выросла до 75 мм. Листы крыши должны были иметь толщину 13 мм, но поставили листы толщиной 15 мм. Что же касается носовой части корпуса, то ее подняли до общей высоты, тем самым внутренний объем отделения управления существенно вырос. Механик-водитель получил смотровую щель, а также смотровой перископический прибор MK-IV в люке. Люк, кстати говоря, подсмотрели на Pz.Kpfw.Panhter, но советская конструкция получилась более удачной.



Опытный образец Т-44А на испытаниях, август 1944 года.

Новая носовая часть корпуса была лишь частью тех метаморфоз, что претерпела машина. Переделке подверглось шасси в целом. Первоначально балансиры планировали сделать цельнолитыми, но ввиду брака их пришлось делать сборными, как на Т-34-85. Ведущие колёса, по типу Т-34-85, сделали уменьшенного диаметра (530 мм), а количество роликов сократили до пяти. Балансиры укоротили почти вдвое, а их кронштейны оказались внутри корпуса. Диаметр опорных катков вернулся к значениям Т-34, то есть к диаметру 830 мм. Изменилось размещение радиаторов, переделали бортовые передачи. Уже после постройки корпуса в его конструкцию внесли изменения. Изначально кормовая деталь корпуса была прямой, позже к ней «пристыковали» кусок, состоявший из двух листов - это несколько улучшило работу системы охлаждения. Впрочем, на опытной машине это была «фальшивая» корма, то есть к имеющейся детали приварили добавку. В очередной раз была пересмотрена укладка, благодаря чему число патронов к 85-мм орудию ЗИС-С-53 выросло до 58 штук.



Носовая часть корпуса получилась более простой и защищенной.

Надо сказать, что первоначально башня планировалась композитной. Её носовая деталь делалась литой, толщиной 115 мм, а борта и корма - катаными, толщиной 90 мм. Но от такого варианта пришлось отказаться, уж слишком сложным он получался, так что на опытный образец поставили "колпак" с Т-44 второго варианта. Зато танк получил, наконец, мотор В-44, который ждали полгода. Кстати говоря, танк получился легче предшественника, его масса составила 30,7 тонн. Результаты испытаний получились неоднозначными, поскольку машина всё равно собрала немалое число дефектов. Вместе с тем, стало понятно, что танк, по сравнению с предшественниками, явно стал лучше. Общий вердикт комиссии относительно испытаний был положительный, танк утверждали к серийному производству.



За счет компоновки с поперечным расположением мотора Т-44 оказался значительно легче и ниже всех средних танков нового поколения.

До серийного производства было еще далековато, поскольку танк требовалось доработать. Вместе с тем, уже было очевидно, что такую машину уже недолго доводить. Уже в конце 1944 года на заводе №75 в Харькове сдали первые Т-44, которые первое время также именовались Т-44А. Хотя от опытной машины было немало отличий.

Статья по Т-44: https://warspot.ru/15335-promezhutochnyy-tank

Т-44

Previous post Next post
Up