После окончания войны в составе американской армии оказалось немалое количество различной техники, которую они потихоньку начали даже не списывать, а распределять среди союзников. При этом наибольший приоритет был по тем машинам, что являлись неликвидом, то есть не соответствовали принятым стандартам. Это всякие "нестандартные" модификации Medium Tank M4 и прочее. Приоритетом являлись машины с двигателями семейства Ford GAA, как наиболее мощный и не такой требовательный к бензину, как континенталевская "звезда". Но при этом была машина, которую и при не совсем подходящем моторе продолжали держать в войсках. Речь идет о Gun Motor Carriage M36, лучшем американском истребителе танков. По орудию они были сопоставимы с
Heavy Tank T26E3, а броневая защита у Medium Tank была не сильно лучше. Неудивительно, что во время войны
GMC M36 нередко применялись как танки. Ну а что - подвижность даже чуть повыше, броня значения особого не имела, а пушка огого какая. А главное массовая - уже в феврале 1945 года их было на фронте больше 800 штук.
В виду наличия мощного орудия, да еще и имевшего куда более могущественный фугас, нежели пушки калибра 76 мм, GMC M36 надолго задержались в американской армии. Эксплуатация Medium Tank M26 отчасти была сопряжена с проблемами, которые удалось устранить уже на M46. Между тем, имелась боевая машина, которая обладала едва ли не большей подвижностью, но при этом большей надёжностью. Так что и в Корее GMC M36 тоже засветилась, и там же состоялись первые экспортные поставки. Естественно, армии Южной Кореи. Уже с начала 40-х GMC M36 тслаи поставлять и в другие страны. Естественно, первым делом американцы избавлялись от GMC M36B2, оснащенных дизельными двигателями. Но черед бензиновых M36 и M36B1 пришел довольно быстро. Как раз в начале 50-х такие самоходки начали получать французы.
Итог Второй мировой войны для Франции оказался далеко не такой безнадежный, как казалось после позорного Второго компьенского перемирия. Постепенно французская армия (FFL) превратилась в довольно грозную силу, причем в конце войны они даже умудрились устроить немцам ряд обидных поражений. При этом основой французских танковых сил быстро стали танки американского производства. Та же самая ситуация была и после войны. Собственно, выбирать было особо не из чего: собственные танки были скорее для престижа, новые разработки буксовали, на англичан без слез было не взглянуть, так что американцы являлись безальтернативным вариантом. Естественно, вскоре на горизонте замаячили GMC M36.
Линейка французских GMC M36B2 с полным комплектом модернизаций.
Среди доступных вариантов французы, разумеется, выбрали GMC M36B2. Причиной тому являлась унификация. Дело в том, что основной парка французской армии были
Medium Tank M4A2 с дизельными моторами GM, а как раз такие стояли на GMC M36A2, которые переделывались из
GMC M10. Впрочем, поначалу они получали GMC M36, причем в "штатной" комплектации, то есть без съемного верха, который появился по результатом боевого применения данных машин в конце 1944-начале 1945 годов. Судя по имеющимся фотографиям, как они эти машины получили, так и применяли. А вот GMC M36B2 шли с полным комплектом апгрейдов.
Можно сказать, что GMC M36B2 были чем-то вроде колониальных танков.
Необходимость в столь мощных самоходках была вполне осознанной. Дело в том, что французы, по итогам войны, сохранили часть колоний, в том числе и в Индокитае. А там уже поняли, что время "белого человека" проходит, особенно после того, как французов там унижали японцы. Так что в Индокитае стало очень неспокойно. Настолько, что туда отправили 12 GMC M36. Можно сказать, что они были скорее чем-то типа колониального танка. Противопульной брони вполне хватало, а с противотанковыми средствами у тех же вьетнамцев поначалу была беда. Посему M36B2 вполне неплохо себя чувствовали.
Со столь мощным орудием французские M36 были на вершине пищевой цепи. Но это им не помогло.
Во время войны в Индокитае французам оказывалась существенная помощь со стороны США. Но она не смогла предотвратить очевидное. Вьетнамцы оказались более умелыми бойцами, тем более им пошла подпитка, в том числе от Советского Союза. Так что для французов всё закончилось в 1954 году поражением в сражении за Дьенбьенфу, оно стало переломным. Дальше они из Вьетнама свалили, никакие танки и самоходки им так и не помоголи.
Статья по GMC M36:
https://warspot.ru/16521-vershina-amerikanskoy-samohodnoy-evolyutsii