Переоцененный гений

May 06, 2020 09:03

Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи, самого известного американского конструктора танков. Личности весьма противоречивой, причем его известность во многом связана отнюдь не с тем, насколько удачными оказались его танки. Как раз вот с этим у Кристи дела обстоят очень спорно. На два с лишним десятка образцов бронетанковой техники, созданных им с 1916 по 1942 года, приходится... семь серийных танков. И при этом попробуйте поискать другую фигуру в американском танкостроении, которая имела хотя бы треть славы Кристи. Джозеф Колби, Гладеон Барнс, Гарри Нокс? Да кто про них вспомнит. Даже Филип Летт, создатель M60 и M1 Abrams, и тот известен лишь специалистам. А вот Кристи "звезда" мировой величины, и это при том, что финал его творческой карьеры оказался грустным, но закономерным. А всё потому, что Кристи являлся медийной персоной, его имя гремело еще с начала XX века, и даже его смерть 11 января 1944 года превратилась в громкую новость.



Кристи был удивительный человек. Автомобилями он занялся в 37 лет, военной техникой в 50, а зенит славы как танкостроителя пришелся на момент, когда ему было больше 65.

С юности независимый, обладающий вспыльчивым характером, но при этом талантливый, Кристи представлял собой типичного Self-Made-Man. Имевший все шансы стать успешным судостроителем, он не раз совершал крутые повороты в своей судьбе. И его автомобили, и его танки обладали неординарной конструкцией. Вот только обычно получалось так, что сам Кристи не мог полностью раскрыть потенциал своих творений. Его гоночные машины не стали трамплином для успешного автомобилестроения, а его танки не стали для Кристи источником большого успеха с коммерческой точки зрения. Свечная подвеска Кристи "удалась" на тех танках, которые не являлись непосредственным детищем конструктора. Как раз об этом и поговорим в день рождения самого "быстрого" танкостроителя.


От кораблей до танков
Могло так случиться, что мы Кристи-танкостроителя могли и не увидеть. Первоначально к танкам, да и в принципе ни к чему наземному, деятельность Джона Уолтера Кристи не имела отношения. Его первым местом работы стала верфь Delamater Iron Works в Нью-Йорке, причем специализацией Кристи было моторостроение. Уже в 19 лет он принял, как инженер, участие в постройке первого корабля - SS George W Clyde , причем строился он на в Нью-Йорке, а в Филадельфии. В Филадельфии Кристи проработал 3 года, а с 1887 по 1897 годы работал в Нью-Йорке, как независимый инженер. Причем в этот период он стал развиваться и по иным направлениям, а также патентовал свои наработки. Как раз патенты стали для него финансовой опорой. В 1900-м году денег хватило для основания собственной фирмы - Christie Machinery. Именно тут были построены механизмы поворота башен главного калибра эскадренного броненосца 1-го ранга USS Maine (BB-10). Постепенно дело развивалось, судостроение являлось стабильным и прибыльным бизнесом. Казалось бы, развивай бизнес, в 1897 году он женился, в жизни стабильность, но...



Типичный гоночный автомобиль Кристи. Передний привод, чудовищный мотор и огромная, для своего времени, скорость.

...но в начале XX века Кристи заболел автомобилями. Подобно по этой теме писать не буду, она была уже расписана как раз ровно 5 лет назад, кто еще не читал, тому сюда. Если кратко, то Кристи реализовал свои наработки по судостроению на четырех колесах. Передний привод, моторы своей конструкции, и какие моторы! 24 литра при 4 цилиндрах, настоящий монстр. Кристи за рулем собственных машин поставил несколько рекордов скорости, неоднократно участвовал в гонках, в общем, жил полной жизнью гонщика-изобретателя. В результате чуть не погиб в 1907 году во время гонки на трасе Брунотс Айленд. Последний его заезд состоялся в 1910 году, далее он переключился на изготовление своеобразных мотоблоков, которые ставились на пожарных машинах. Вот это действительно стало бизнесом - несколько сотен штук. Выпускала их основанная Кристи Front Drive Motor Company. А вот с обычными автомобилями не повезло - ни такси, ни грузовики оказались не нужны. Тем не менее, уже в этот период Кристи стал настоящей звездой. О нем постоянно писали газеты, как об успехах, так и о неудачах. Любой пиар - он всё равно пиар.



Christie M1917 3-inch Gun Motor Carriage, первая военная разработка Кристи.

В 1915 году Кристи сделал полноприводной грузовик, скрестив два "мотоблока". В том же году Кристи впервые пересекся с американскими военными. В 1915 году американские военные пытались поймать Панчо Вилью, и Кристи участвовал в этом рейде на грузовике своей конструкции. Полноприводная машина показала высокую проходимость и надежность, на изобретателя обратили внимание. В том же году началась разработка самоходной зенитной установки, более известной как Christie M1917 3-inch Gun Motor Carriage. По сути был взят тот самый грузовик и переделан под установку 76-мм зенитки. Впрочем, это было лишь прологом целой плеяды боевых машин, которые объединяло одно - колесно-гусеничный ход. Идея была простой: за основу брались колесные разработки, которые получали большее количество колес, а в случае необходимости одевалась гусеничная лента. Концепция вполне жизнеспособная и выглядевшая как минимум не хуже (а на самом деле лучше), чем то, что предлагали конкуренты из Holt. На разработки Кристи, в общей сложности, выделили огромную сумму - 800 тысяч долларов.



Наиболее удачный боевой аппарат Кристи того периода - Christie M1920 155-mm Gun Motor Carriage

Подавляющее большинство разработок Кристи того периода относились к самоходным артиллерийским установкам. Наиболее успешной была САУ Christie M1919 155-mm Gun Motor Carriage, оснащенная 155-мм пушкой M1917, по сути французской пушкой GPF. В ходе испытаний САУ разгонялась более чем до 30 км/ч, для 1919 года очень приличные данные. Правда, у колесно-гусеничного хода Кристи были и недостатки, например, на переход с колесного хода на гусеничный требовался час работы. Да и масса машина оказалась слишком большой. Тем не менее, было заказано 3 улучшенных образца - M1920. Фишкой данного шасси было то, что на колёсном ходу "внутренние" опорные катки приподнимались, так что площадь опорной поверхности становилась меньше. Для шоссе это скорее благо. В целом получилась удачная машина, и уж точно не вина Кристи в том, что серийного выпуска не состоялось. Окончание Первой мировой войны заставило срезать финансирование, и самоходки Кристи попали под нож, как и машины других разработчиков. В любом случае, САУ разработки Кристи были самыми быстрыми на тот момент. А уж доработанная модель Christie M1921 155-mm Gun Motor Carriage - самой удачной САУ подобного класса в мире.



Christie M1919 Medium Tank, напротив, вызвал противоречивую реакцию.

Совсем иная ситуация оказалась с танками. Колесно-гусеничный танк Christie M1919 Medium Tank получился машиной, скажем так, странной. Этот танк являлся едва ли не первым американским танком среднего типа. У американцев имелись свои, весьма многочисленные, легкие танки M1917 (клоны Renault FT), а также тяжелые Mark VIII International. Между тем, опыт Первой мировой войны показывал, что нужны и средние танки. Как раз такой запустил в работу Кристи, причем не по своей инициативе, а по заказу американских военных. Пока Кристи проектировал свой танк, в США ликвидировали как класс танковые войска, отныне они подчинялись пехоте. Ну и начался форменный дурдом, хотя и ранее в американской танковой программе был бардак. Даже если бы Кристи сделал хороший танк, у него уже имелось немного перспектив. А получился танк странным. С одной стороны, на фоне тогдашних средних танков Christie M1919 Medium Tank выглядел пришельцем из будущего, ибо у него была башня, да еще и командирская башенка с пулеметом. Машина имела рациональную форму лба корпуса. Также имелся специальный механизм подъема лобовой части корпуса, актуальный для преодоления сложных преград. Вот только хватало вопросов. Например, у передних и задних катков начисто отсутствовала подвеска (ну а зачем она, правда ведь, особенно на пересеченной местности). Да и быстрым этот танк не назвать. Достаточно сказать, что Medium Tank Mk.D, на который ориентировались американские военные, развивал скорость 30 км/ч, что больше, чем у Christie M1919 Medium Tank на колёсах.



Christie M1921 Medium Tank, главный вопрос к нему был - "а что это было".

Дополнительной проблемой стало то, что Кристи стал проявлять свой сложный характер. Мало того, что он не особо торопился с исправлением выявленных недостатков, так еще и вместо переделки машины для улучшения ТТХ по сути сделал новый танк. Причем крайне странный танк - без башни, с орудием во лбу рубки. Нет, подвеску Кристи переделал, но всё остальное вызвало у американских военных культурный шок. Кроме того, надежность машины оставляла желать лучшего, а размещение экипажа в рубке сделало условия их работы невыносимыми. Именно этот танк стал причиной полного разлада отношений между Кристи и Департаментом Вооружений. Генерал Вильямс проклял конструктора и в 1924 году Департамент по Вооружениям прекратил сотрудничество с Front Wheel Drive Motor Corporation. Кристи в свойственной ему манере ответил, что получил эти "кровавые деньги", но останавливаться на достигнутом не собирается. Пакет патентов, приобретенный в 1920 году Департаментом Вооружения у Кристи, обошелся в $100000, он включал в себя права на все разработанные к тому времени образцы бронетехники, а также их агрегаты. Помимо этого, патентное соглашение оговаривало права на последующие изобретения конструктора, что ему впоследствии дорого обошлось. Ну а как раз с 1924 года в Департаменте Вооружений начал работу будущий главный визави Кристи - Гарри Нокс.



Christie M1922 Amphibious Tank переплывает Гудзон.

Нельзя не упомянуть еще одно направление деятельности Кристи - танки-амфибии. Точнее, это даже скорее не танки, а самоходки, "носители" 75-мм полевой пушки M1897. Как и другие боевые машины Кристи, эти амфибии были колесно-гусеничными. Первым стал аппарат, часто именуемый как Christie M1921 Amphibious Tank. На самом деле, как уже было сказано, не танк. Улучшенная модель, Christie M1922 Amphibious Tank, стала героем новостей, поскольку Кристи пересек на машине Гудзон. Как раз амфибии стали наиболее распиаренными боевыми машинами Кристи того периода. В отличие от других амфибий того периода, машины Кристи действительно могли плавать, в конце концов, бывший кораблестроитель. Аппаратами Кристи заинтересовалась Морская Пехота, но в целом история закончилась аналогично другим боевым машинам. С 1924 года случилась пауза, которая длилась 4 года.

Попытка реванша
19 ноября 1928 года из Форт-Мид, штат Мэриленд, стартовала крайне необычная машина. Внешне она больше походила на гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась на самом деле. Башня отсутствовала, вместо нее была установлена турель с пулеметом Browning M1919A2. Еще один пулемет аналогичного типа находился в спонсоне, в носовой части корпуса. Необычным аппаратом являлся Christie M.1928, опытная машина, созданная новой фирмой Джона Уолтера Кристи, U.S. Wheel Track Layer Corporation. Сам конструктор называл свое детище M.1940, намекая на то, за такими танками будущее. Главной изюминкой танка стала независимая пружинная подвеска, ныне известная как свечная подвеска, или подвеска Кристи. В ходе испытательного пробега из Форт-Мид в Геттисбург и обратно танк показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колесах 112 км/ч.



Демонстрация Christie M.1928, данный танк спутал карты Департаменту Вооружений и вернул Кристи в гонку за военными контрактами.

Состоявшаяся демонстрация танка буквально взорвала тогдашнюю американскую танковую программу. Как раз в это время шли работы по Light Tank T1, а также Medium Tank T1 и Mediu Tank T2. На фоне "демонстратора" Кристи они выглядели откровенно убого. Новая машина широко обсуждалась в прессе, чему способствовал и сам Кристи. Он не терял зря времени: сначала была попытка договориться с поляками, ну а далее U.S. Wheel Track Layer Corporation создала демонстратор, который сработал на все сто. В качестве наблюдателей на испытаниях присутствовали майор Джордж С. Паттон и подполковник Адна Р. Чаффи, люди, которых справедливо считают отцами американских бронетанковых войск. Новая, чрезвычайно мобильная боевая машина для них была настоящей находкой. Еще одним ярым сторонником Christie M.1928 являлся майор С.С. Бенсон, далеко не последний человек в штабе кавалерии. По его словам, машина, “быстрая как рысь”, как нельзя лучше подходила к доктрине маневренной войны, которую исповедовала кавалерия. Первый запрос о выделении средств на закупку бронеавтомобиля (танком военные Christie M.1928 не считали) Кристи был направлен военными еще в феврале 1929 года. Наиболее настойчиво требования о закупки Christie M.1928 для тестов шли со стороны кавалерии. Наконец, напор кавалерии сделал свое дело, и 12 июля того же года было принято решение выделить на закупку $82750. Но такая цена никак не устраивала U.S. Wheel Track Layer Corporation, поскольку затраты на реорганизацию компанию и разработку танка в общей сложности составили $382000. Департамент Вооружений такие затраты не устраивали, по тем временам это были очень большие деньги. Тем не менее, попытки закупки Christie M.1928 продолжались, в том числе и за счет других программ.



Испытания Christie M.1940 в СССР. По их итогам танк приняли на вооружение Красной Армии как БТ, при этом доработав.

Пока шли пререкания с американскими военными, Кристи решил снова попытать счастья с поляками. 26 февраля 1930 года в Рауэй вместе с Русинским прибыл полковник Тадеуш Коссаковский, начальник Инженерного Департамента. По результатам встречи был подписан контракт, по которому U.S. Wheel Track Layer Corporation бралась за создание улучшенной версии танка M.1928 для Польши. Согласно соглашению, стоимость танка составляла $30000, еще $3500 стоили запчасти, срок поставки - 90 дней после подписания контракта. Казалось бы, удача для обеих сторон. Но! 28 апреля 1930 года, всего через месяц после сделки с поляками, был подписан контракт между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Amtorg Trading Corporation. Советская сторона заплатила $60000 за два образца Christie M.1940 (сумма была разбита на части), $4000 за запасные части, а также $100000 за комплект патентов и право лицензионного производства сроком на 10 лет. По контракту, U.S. Wheel Track Layer Corporation обязалась сообщать о новых версиях танка и предоставлялось место для советского инженера на заводе в Рауэй. Этим самым инженером, прибывшим в США в середине июля, был начальник технического отдела УММ РККА Н.М. Тоскин. Пикантность момента в том, что Польша в тот момент являлась главным противником СССР. С поляками Кристи разругался, контракт с ними был разорван, а деньги за предоплату впоследствии были возвращены через суд. Впрочем, советский контракт тоже был исполнен своеобразно. Оба образца отправились с завода 24 декабря 1930 года, на три месяца позже оговоренного в контракте срока. К слову, об отправке двух образцов M.1940 американским властям было известно, и они ее одобрили, к большому неудовольствию Департамента Вооружений. На танках отсутствовало вооружение, башни, а также глушители, на люках механика-водителя не были сделаны смотровые щели, частично отсутствовала документация. Советской стороной в связи с этим было удержано $25000, которые должны были быть выплачены после поставки танков в СССР. После такого поворота событий отношение Кристи с советскими представителями заметно охладели.



Испытания Convertible Medium Tank M1931

22 января 1931 года в Раувей состоялась демонстрация Convertible Medium Tank M1931. Опытный образец обошёлся американской казне в 55 000 $, ещё 6000 $ было зарезервировано на тесты и 1000 $ - на модификацию двигателя. Машина резво преодолевала различные препятствия, легко взбиралась на крутые холмы, демонстрируя отличную подвижность. Конечно, она получилась медленнее Christie M.1928, но это уже была полноценная боевая машина со сформировавшимся обликом. После первых пробных испытаний полностью комплектный Christie M.1931 направили на Абердинский полигон. Там машина провела два месяца, после чего вернулась в Рауэй на ремонт и модернизацию. Тесты показали, что танк требует доводки, вследствие чего контракт 81 аннулировали и M.1931 оказался в собственности Кристи. Тем не менее, Департаменту Вооружений уже было невозможно отпираться, настолько очевидными, несмотря на имеющиеся недостатки, оказались преимущества танка Кристи. 25 марта 1931 года наступил момент истины: между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением по Вооружению был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931. Это была долгожданная победа после пятнадцати лет борьбы с глухой стеной, которая ни в какую не хотела покоряться Кристи. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи танков. При этом Кристи продолжал шантаж Департамента Вооружений.



Convertible Medium Tank T3, единственный реальный успех Кристи на своей родине. А 7 танков, включая кавалерийские T1

Что было дальше, расписано в моей статье, а в этой истории следует обратить внимание на три вещи. Первая заключалась в том, что даже без последствий Великой Депрессии U.S. Wheel Track Layer Corporation просто не была способна на крупный контракт. На это указывает и то, как был исполнен советский контракт, и то, какая информация была получена советской стороной. По сути U.S. Wheel Track Layer Corporation - это мастерская с персоналом из 10 человек, включая Кристи и его сына, Джона Эдварда Кристи. Там одновременно находилось от силы 4-5 танков. Конечно, Кристи грезил о том, что договорится с кем-то из автопроизводителей, но оставим эти мечты при Кристи. Второй, более важный момент - Combat Car T1 и особенно Convertible Medium Tank T3 не вписывались в тактико-технические требования. Сами подумайте, что это за средний танк с экипажем из двух человек и с 37-мм пушкой? Так что вал критики со стороны представителей Департамента Вооружений являлся не только конкуренцией (а она была яростной), но и вполне справедливой реакцией. Требовалось 4-местная боевая машина, а не 2-местный "гоночный" танк. Кристи же упирался как мог, и именно его действия привели к тому, что случилось далее. Подумайте сами: вам нужна вполне определенная вещь, а исполнитель за вас решает, что вам надо. Какая будет реакция? Третий вопрос был финансовый. Танки Кристи получались дорогими, и это при том, что боевые характеристики, кроме подвижности, мало отличались от аналогов.



Демонстрация Christie M1932 Airborne Tank, впрочем, Конгресс она не впечатлила. "Денег нет!"

В результате сначала кавалерия решила делать танк по своему ТЗ, и без Кристи, а затем и пехота приняла то же самое решение. 14 октября 1932 года Комитет по вооружениям закончил спецификацию на Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано 14 компаниям, включая главу US Track Wheel Corporation. Итог был предсказуем: 28 ноября стало ясно, что контракт Кристи не получил. Вместо него договор о поставке пяти танков на сумму 200 000 $ получила фирма American LaFrance. Всё это происходило на фоне того, что у Кристи появилось новое увлечение. В тот момент, когда первые из серийных M.1931 строились по заказу американских военных, Джон Уолтер Кристи прорабатывал концепцию танка, по сравнению с которым Christie M.1928 выглядел вполне обыденной машиной. В отличие от M.1931, новый танк, известный как M.1932, не имел башни, вооружение, состоявшее из 75-мм гаубицы M1920, расположили в спонсоне, аналогично носовой пулеметной установке на M.1928. А самое главное - танк был летающим. По задумке, к крыше танка крепилась конструкция, состоящая из центроплана, выполненного по схеме биплана, хвостовое оперение на длинных балках, а также двухлопастный винт. Винт приводился в движение по системе приводов от танкового двигателя. В таком виде M.1932 должен был взлетать, после приземления авиачасть сбрасывалась, после чего машина вела себя как обычный танк. Подобная схема сулила небывалую мобильность и возможность действовать в глубоком тылу противника.Благодаря широко развернутой рекламной кампании идея, которую собирался реализовать Кристи, получила широкую огласку в прессе. Правда, шумиха превратилась в пшик, ибо американские военные "летающим танком" не заинтересовались. Потом его нелегально купил СССР, но у нас лишний раз пожалели, что это сделали.



Типовой пиар Кристи второй половины 30-х. На самом деле этот самолет попросту не потянул такую массу.

US Track Wheel Corporation в 1934 году оказалась банкротом, что, впрочем, не помешало Кристи продолжить работу над авиадесантными танками. Причем более поздние разработки уже не летали сами, а подвешивались под самолеты-носители. С одной маленькой оговоркой: даже максимальное снижение массы не позволяло подняться тогдашним самолетам в воздух с таким грузом. Так что проекты машин, которые появлялись каждый год, были скорее пиаром. Наконец, в 1936 году его танками заинтересовались англичане, что в итоге вылилось в английские крейсерские танки. Правда, авиадесантный танк M1937 им не понравился. После относительного успеха в Великобритании у Кристи появились средства для дальнейшего развития своего авиадесантного танка. Машина была перестроена в танк M1938, который, впрочем, тоже особого успеха у американских военных не имел. К тому моменту Кристи, испытывавший большие финансовые трудности, продал фирму United States Convertible Systems Inc. Уильяму Бигли. Бигли был энтузиастом танков Кристи и именно благодаря ему продолжались дальнейшие работы. Наконец, в начале 1941 года забрезжил призрачный свет надежды. Английская сторона, которая планировала массовые закупки американских танков, проявила заинтересованность и в авиадесантном танке. Разумеется, американские военные тут же вспомнили о Кристи и его чудо-машинах. В конце апреля 1941 года на Абердинском полигоне состоялись испытания авиадесантного танка Christie M1936. Хотя в ходе испытаний машина неоднократно ломалась, она показала впечатляющие характеристики. Машину в отчёте называли Bigley-Christie.



Christie M1936 Airborne Tank, делался он уже в момент, когда владельцем фирмы стал Уильям Бигли.

Увы, и в этот раз случилась неудача. 22 мая 1941 года была оформлена спецификация на авиадесантный танк, получивший индекс T9 Airborne Tank. Согласно ей, боевая масса машины должна была составлять 7,5 тонн (без экипажа), длина - 3,5 метра, ширина - 2,13 метра, а высота - 1,68 метра. Вооружение, состоящее из пушки калибра 37 либо 57 мм, должно было находиться во вращающейся башне и оснащаться гироскопическим стабилизатором. Экипаж создаваемого танка состоял из 2-3 человек. Для понимания хода дальнейших событий очень важно обратить внимание на небольшие габариты заказанной боевой машины и вооружение, которое требовалось разместить в башне. Приоритетным исполнителем заказа был, естественно Кристи. Но, как вы думаете, что сделала United States Convertible Systems Inc.? Правильно, не вписала в ТЗ, а еще Кристи продолжил спорить по поводу того, каким должен быть авиадесантный танк. Так что победа Marmon-Herrington и ее будущего Light Tank M22 являлась очевидной. Christie M1942 Light Tank стал последней разработкой Джона Уолтера Кристи. В мае 1942 года Кристи предложил тот же самый танк Советскому Союзу, но у нас уже знали, что примерно получится, так что даже слушать не стали.



Christie M1942 Light Tank, последний танк Кристи.

Грустный финал жизненного пути Кристи (а умер он практически в нищете) был, увы, предрешен. Талантливый конструктор так и не понял, что даже если его разработка гениальная, совсем не обязательно, что она будет востребованной. Кроме того, ругаться со своими заказчиками, а уж тем более их шантажировать, было далеко не лучшей идеей. В результате Кристи получил много пиара, который не удалось реализовать с финансовой точки зрения. Главным плюсом всего этого пиара стало то, что имя Кристи обессмертили. В отличие от большинства американских конструкторов бронетанковой техники, имен которых толком и не знают, Джон Уолтер Кристи навсегда записан в историю мирового танкостроения. Прежде всего благодаря созданной им подвеске, которая, впрочем, так и не принесла ее автору финансового благополучия.

культпросвет, танки Кристи

Previous post Next post
Up