Один из символов вконец запущенного
французского межвоенного танкостроения стала программа Char de 45T, которую запустили (точнее возобновили) в 1936 году. Изначальная концепция 45-тонного танка представляла собой фактически вариацию на тему
Char B1 - то есть ещё более увеличенный в размерах заменитель
Renault FT, который ещё больше усилили по броневой защите. Что-то более-менее похожее на нормальный тяжелый танк смогли разработать только на FCM, с учетом того, что там же, в свое время, разработали FCM 2C, неудивительно. Вместо установки 75-мм пушки с баллистикой орудия обр.1897 года во лбу корпуса, на FCM решили воткнуть ее в башню. Впрочем, машина с самого начала имела боевую массу 55 тонн, ибо требования по броневой защите были весьма высокими. За счет установки 600-сильного дизеля машина имела подвижность на уровне Char B1 bis, по крайней мере, 30 км/ч - это нормально. Вот только проблема в том, что аппетиты французских военных всё росли и росли, росли и росли... В итоге к декабрю 1939 году танк, который носил обозначение Tracteur F1 FCM, "докормили" до 95 тонн, при длине 9,4 метра. Экипаж вырос с 4 до 8 человек, башен стало две, толщина брони достигла 100 мм. При этом скорость всё равно ожидалась не самой плохой - до 27 км/ч. Это было в теории возможно за счет спарки моторов, суммарно выдававших 900 л.с. Впрочем, 75-мм пушка на почти 100-тонном танке уже выглядела примерно так же уместно, как балетная пачка на качке.
Вот так оно выглядело по состоянию на 9 декабря 1939 года.
И схема обстрела
Статья по французскому предвоенному танкостроению:
https://warspot.ru/15942-koloss-na-glinyanyh-nogah