Конфликт внутри Гурджиевского культа

Oct 03, 2012 14:27


Ефим Шабшай и его «школа» «inner design» - хороший пример того, как люди ищущие «духовность» неплохо начинают и плохо заканчивают. Эта группа людей еще существует, но катится к печальному финалу. Довольно поучительная история.

Тинэйджером Ефим Шабшай занимался карате, увлекался театром и читал эзотерику. В начале 90-х будущий основатель школы «inner design» занимался бизнесом и духовными поисками одновременно. Объездил разные семинары, в основном Ошо, последователей Гурджиева и тантристов. Потом обычный бизнес отошел на второй план, и он стал делать бизнес на эзотерике. Пытался организовать частный театр, но не получилось. В середине 90-х начал проводить тренинги личностного роста. Трудно сказать, что им двигало, но люди его знавшие в юности говорят о куче комплексов и ущемленном его. Все это в виде намеков на разных форумах, когда он уже начал активно продвигать себя на рынке эзотерики. Поэтому достоверно его юношеском портрете судить трудно. С другой стороны, вот эта фотография очень красноречива:

http://meditation-po...m_Shabshai1.jpg

Гипертрофированное эго налицо, но это эго претендует на «духовность».

По собственным рассказам Ефима Шабшая, где-то в середине 90-х на одном из семинаров, которые он посещал, с ним случилось нечто, которое он интерпретировал как «просветление», и решил, что если это действительно оно, то у него должна появиться «школа».

Период «inner design» начался около 2000 года в Донецке. Шабшай собрал вокруг себя группу молодых ребят, стремящихся к чему то-более светлому, чем терриконы, бандитизм, пьянство и наркотики. Своим ребятам Шабшай уделял много внимания, создал для них некую методику развития в виде платной «школы»: люди в нее поступали, сдавали «экзамены» и переходили с курса на курс. Поначалу плата была умеренной и могла трактоваться как стимул к развитию (в том смысле, что человек ценит только то, за что не платит). То, чем они занимались - это выполняли различные техники Ошо, мягкие тантрические упражнения, массажи, суфийские кружения, асаны хатха-йога, аутотренинг в стеле нидра-йоги, тенсьогрити Кастанеды, театральные импровизации. Группа росла, там начали появляться более развитые личности, которые получали «лечение» от своих психологических проблем и готовы были продвигать новый метод «духовного» развития. Метод, если коротко, состоял в том, что после предварительной проработки (релаксация, психокатарсис, йога) с помощью имитации жизненных ситуаций в театральных импровизациях с «верой в предлагаемые обстоятельства» и инструкциями Шабшая «учащиеся» проводили внутреннюю реконструкцию или, по-английски, «inner design». Эта эклектика обозначалась как «четвертый путь» в стиле Гурджиева.

Где-то в середине 2000-х у Ефима Шабшая начало получатся вводить учеников в глубокие трансы с внушенным экстазом, который внешне выглядел как эстрадный гипноз с эротическим оформлением. В общем, такими представлениями занимаются многие гипнотизеры, и это не является психологическим насилием, пока желающие это испытать отдают отчет, за что они платят. Но Шабшай представил все это, как «нисхождение духа», который через него распространяется на «учеников» и ведет их к «духовным вершинам». Двигало ли им гипертрофированное чувство собственной важности или банальный расчет, сказать трудно.

Когда я попал в эту среду во второй половине 2000-х, это уже были не просто тренинги. Помимо открытых занятий в выходные для всех, «старшие ученики» проводили «картели» - занятия для учащихся «школы» с «исповедями» о проделанной за неделю «работе». Ученикам настоятельно рекомендовалось посещать «перфоменсы», которые регулярно вел сам Шабшай. Эти ночные действа представляли собой смесь шоу одного актера с коллективным капустником - музыка, антураж камерного театра, вино, фраки, канделябры, полуобнаженные и обнаженные тела и т.д. Зрители сидели в несколько рядов, образую круглую сцену, «старшие ученики» стояли за спинами, синхронно совершая разные движения руками. Заявлялось, что само присутствие на этом действе творит с человеком чудеса, а выход из зала на сцену для участия в импровизации - вообще бесценен.

В течение года проводилось также несколько семинаров - большой летний, большой зимний, и ряд специализированных (например, в стиле ошевского «no-mind»). Там было все вместе - техники, упражнения, игры на внимание и ночные «перфоменсы». Кроме того, Шабшай по мере набора желающих проводил индивидуальные занятия, которые в конечном виде выглядели как концентрированный недельный семинар для группы из 10-15 человек с короткими перерывами на сон (минимальный) и еду.

Цены на «обучение» росли, постепенно достигнув на некоторых мероприятиях 100 и более евро в день. Поступление в «школу» и переходы с «курса» на «курс» возрастали по геометрической шкале от сотни до более полутысячи евро. Сам Шабшай называл себя исключительно Анандом Плаваном («духовное имя» со старых времен посещения им ошевских семинаров). В новом качестве он стал «мастером древней светлой традиции», которая адаптирует древнюю мудрость «к нуждам современного человека». Часто ходил в тюбетейке и называл себя «суфийским мастером». «Школа» производила диски с записью техник, начитками «мастером» разных текстов под музыку (в основном из Кастанеды и Коэльо), и ученикам их должно было покупать дабы использовать для самостоятельных занятий. Прилежные ученики устанавливали у себя дома «алтари» на которых размещались фотографии «мастера» и подаренные им сувениры. Возле «алтарей» следовало погружаться в медитацию для приобщению к «энергетическому полю школы». Естественно, коллективные медитации, обращенные к «светлому мастеру» проводились и коллективно во время разных мероприятий. Существовала даже «молельная группа» которая «очищала» помещения, где проводились мероприятия «школы». Филиалы возникли в нескольких городах Украины, кроме Донецка, также в Киеве, Одессе, Мариуполе и Черкассах. Почему-то в Харькове и Днепропетровске публика так толком и не откликнулась на импульс «светлого мастера».

В конце 2000-х все это выглядело довольно отвратительно, если владеть полной картиной. Но новички ее не видели - для них все начиналось с занятий по выходным, потом следовало добровольное поступление в «школу», чтобы узнать охраняемые «традицией» «секреты», потом шли «перфоменсы» и семинары: йога, релаксации, медитации, избавление от негативных мыслей и эмоций - что в этом плохого? Внушения о божественности «мастера», требования игнорирования каких-либо внешних мнений и, разумеется, необходимости платить за «обучение» чтобы достигнуть вершин «духа» и «не упасть в бездну», делались постепенно. Много говорилось об особой «этике» и «уникальной технике безопасности» школы. Но именно поэтому и именно на этот счет возникали большие сомнения.

Первый большой облом случился где-то в 2010 году, когда окончилась неудачей попытка Шабшая превратить в филиал один из тренинговых центров в Израиле. С этим связан первый выброс на публику внутренней кухни «школы»:

http://www.vsedorogi.org/ind8.asp

http://seminar-il.li...7.html#comments

Несколько ранее Шабшая покинула одна из его близких и преданных учениц, которая заявила ему, что он «морочит людям голову».

Какое-то время на популярном гурджиевском форуме http://fway.org/ обсуждался вопрос принадлежности «inner design» к «четвертому пути». Вначале обсуждение выглядело как академический спор, но к осени 2012 года он превратился в серию разоблачающих постов. В результате вся ветка была удалена. Вероятно, администраторы резонно решили не связывать себя с внутренними разборками очередной неудачной «школы».

Следующий облом подкрался к Шабшаю постепенно и незаметно. Он не связан с конкретным событием. Дело в том, что первое поколение донецких ребят, которые платили все большие деньги, погружались во все большие долги, работали на него, терпели «наезды», но терпеливо ждали чуда, некоего откровения и раскрытия новых перспектив, окупающих все, начали ощущать, что что-то не так. Как-никак прошла уже дюжина лет «работы», а чуда все не предвиделось. Этих ребят и жалко и смешно. Они даже не научились тем гипнотическим техникам, которыми Ефим Шабшай действительно владеет. Все эти годы им запрещали самостоятельно развиваться, искать и находить. Они продвигали и пропагандировали «метод», которым владел только сам «светлый мастер». Ребята начинали ощущать себя «трахнутыми» ментально, а девушки - в прямом смысле.

Чтобы решить данную проблему, Шабшай объявил потенциальных смутьянов «мастерами» и «благословил» на свободное плавание. Для облегчения материальных проблем остальных «ветеранов» им был разрешен аутсорсинг. Продвинутые «ученики» начали продавать массаж, чайные церемонии, всякие мелкие тренинги и «импульсную йогу» (эклектический набор упражнений на основе хатха-йоги). Сам Шабшай на некоторое время стал «гранд-мастером» (то есть, мастером мастеров) Анандом Плаваном. На место старых пришли новые, но дала о себе знать ловушка долгих лет - ни старшие, ни средние ученики ничего толком не умели, кроме служения Шабшаю. Карьеры многих были разрушены, и они занимались текущим зарабатыванием денег на обучение и откладыванием на семинары. Создать новые точки роста старой «школы», тем более создать свои собственные они не могли. Мир тесен и скрывать эту ситуацию от неофитов стало невозможно. Вера в «светлого мастера» надломилась и посыпалась на куски.

«Inner design» все еще номинально существует, но Ефим Шабшай больше не называет себя публично мастером этой «школы» Анандом Плаваном. Теперь он официально возглавляет «мастерскую Ефима Шабшая». Если он сумеет получить лицензии на психотерапевтическую практику и лечебный гипноз, все может вернуться в нормальное русло. Бывшие ученики через несколько лет придут в себя и смогут открыть мир вокруг заново. Но с учетом масштаба мистификаций и количества обманутых, вряд ли все будет так просто.

В истории «inner design» есть несколько слоев. Верхний, наиболее очевидный - лохотронный. Человеку с минимальной эрудицией словосочетание «Ананд-Плаван - суфийский мастер» должно бы сходу открыть всю глубину аферы. Но нет. Упавших в эту яму было много разных возрастов, полов и уровня образования. На этом внешнем уровне система действовала, как описано в книге одного известного пикапера «Шаман в большом городе, или книга о приготовлении быстрорастворимой магии» (http://www.center-nl...ent_book_page=1). Просто, тупо и при этом эффективно.

Но есть и более глубокий уровень. Первый встречный не сможет сложить все те элементы мозаики, которыми оперировал Шабшай, в единый проект. Ефим Шабшай, скорее всего, действительно верил в свою духовную избранность и следовал какому-то своему пути. Он не банальный мошенник. У него есть хорошие данные гипнотизера и шоумена. Его действительно интересовал духовный аспект мира. Он наверное смог бы все это вполне легально реализовать, но почему-то решил стать типичным «гуру».

Если чувствуете, что что-то не так, не играйте в «духовные» игры с недоразвитыми «мастерами».

Ефим Шабшай

Previous post Next post
Up