Степень риска в альпинизме.

Jan 24, 2024 13:58


Альпинизм это экстремальный вид творчества человека. По своей сути он является продолжением эпохи великих географических открытий, только исследует не пространства, а ширь высоты горных хребтов, вершин, вертикальных и нависающих стен и соотношение между духом наполняющих их стихий и духом входящего в резонанс с ними человека.  Творчество в альпинизме начинается с зарождения идей, проходит через фазы разработки плана экспедиции или проекта, его преобразования на основе опыта и новых знаний о объекте, прежде чем достичь своей полной реализации. Эти этапы образуют своего рода ритм, который характеризует творческий процесс подготовки, вступления на путь и самого восхождения. С обязательной последующей рефлексией.

Гармоничные отношения между различными факторами творческого процесса, такими как вдохновение, проработка и реализация, действительно играют важную роль в том, чтобы обеспечить безопасность и эстетику восхождения. Вот несколько аспектов, которые могут быть важными для согласованности нового проекта:

Вдохновение и Идеи: Новые идеи, источники вдохновения и творческие импульсы часто служат начальным толчком для творческого процесса, это как зов запредельного, иными словами вызов и приглашение. Как например название вершины Багирати, вызвавшее к рождению один из самых весомых альпинистских проектов «Русский путь  -  стены мира».



Северная стена Эвереста 2003 год.



Исследование и Эксперименты: Творческий процесс поиска это исследования: картографические, спутниковые, библиотечные. Как и эксперимент и поиск новых подходов для лучшего выражения идеи.

Разработка и Планирование: Сырая идея нуждается в плане и структурированном подходе к реализации. В альпинизме это интересное время, когда ты мысленно проходишь весь маршрут.

Реализация и Творческое Воплощение: Этот этап включает в себя конечное воплощение идей в виде восхождения или попытку тем способом, что было задумано.

Рефлексия и Оценка: После завершения проекта или экспедиции важно провести оценку попытки или удавшегося восхождения, выявив удачи и уроки для будущих творческих усилий.

Новый Цикл: Творческая деятельность редко прекращается после завершения проекта. Новые идеи и новые циклы творчества могут и должны начинаться снова. «До после восхождения, до будущей горы».

Гармония между этими факторами может поддерживаться гибкостью, терпением, открытостью к экспериментам и способностью находить вдохновение в различных аспектах жизни. Это помогает создать более цельный и удовлетворительный творческий опыт на протяжении всей творческой жизни в альпинизме.

Теперь, что касается самых членов команды, которые в первую очередь мыслят себя как альпинисты, для которых это не просто хобби, а дело жизни или как минимум важная часть реализации себя, как личности.

Мой друг и тренер Александр Погорелов проводил научную работу по теме риска в альпинизме: «...три фактора определяющих выбор личностью вида деятельности и процесса ее развития. Два из них относятся к внешним факторам - это предметная деятельность и связанные с ней социальные отношения. Третий фактор - внутренний, развитие отношений личности со своей самостью. К ним еще следует добавить фактор отношения с близким социальным окружением (семья, близкие, друзья и т.п.). Актуальная совокупность этих факторов порождает определенную конфигурацию личности. На наш взгляд согласованные отношения всех факторов порождают оптимальную конфигурацию личности, способную к творчеству, к раскрытию и реализации ее внутренней идеи. С другой стороны, и в этом состоит наша гипотеза, несогласованность указанных факторов порождает ситуацию риска. В случае нашего исследования риск выражается в угрозе безопасности альпинистов в процессе их деятельности и снижения ее успешности.» https://www.dissercat.com/content/obuchenie-preodoleniyu-ekstremalnykh-situatsii-alpinistami-na-etape-ikh-professionalnoi-podg

Здесь мы видим нетривиальный подход к определению факторов, влияющих на выбор личностью вида деятельности и ее развития, представляет собой целостный взгляд на формирование личности. Рассмотрим более подробно каждый из трех основных факторов:

Предметная деятельность и социальные отношения: Предметная деятельность: Это связано с выбором конкретной сферы деятельности, в нашем случае альпинизма как творческой деятельности.
Социальные отношения: Взаимодействие с другими людьми, в том числе партнерами по восхождениям, друзьями, семьей, влияет на формирование личности и ее развитие. Социальная поддержка и взаимодействие могут стать важными стимулами для творческого роста в горовосхождениях.

Внутренний фактор - Отношения с самим собой: Это внутренняя динамика, включая самосознание, самооценку, уровень мотивации и внутренние убеждения. Как личность взаимодействует с самой собой, определяет ее внутреннюю силу и степень готовности к творчеству и развитию, через поиск и новизну. Альпинизм тем и интересен в первую очередь, что для раскрытия личности, здесь имеется множественная новизна.

Отношения с близким социальным окружением: Ваши отношения с семьей, близкими и друзьями могут оказывать существенное влияние на ваш выбор в альпинизме и ваше личностное развитие. Поддержка или несогласованность в этих отношениях могут влиять на вашу мотивацию и уровень психологического комфорта во время восхождений .

Гармония между всеми этими факторами, может способствовать формированию оптимальной конфигурации личности, что делает ее способной к творчеству и реализации внутренних идей. Напротив, несогласованность этих факторов может представлять собой риск, где она может выражаться в повышенной угрозе безопасности и снижении успешности деятельности, такой как альпинизм. Этот взгляд предостерегает от недостатка гармонии в ключевых областях, которые могут повлиять на жизнь и безопасность человека во время занятия альпинизмом.

Психологическая, физическая и техническая тренировка сама по себе может быть страховкой от ЧП на маршруте.

Я помню один эпизод, это было в середине нулевых, я был главным судьей ЧР, кажется в техническом классе. Мы обсуждали отчет, сейчас уже не вспомню какой команды, помню что восхождение случилось в Сибири. В своих тактических действиях команда писала: «Маршрут в нижней части был настолько опасным, что мы для себя  решили что мы уже мертвы, так в былые времена поступали самураи перед схваткой, и с этой психологической установкой полезли на гору.»

Это мне напомнило откровение одного английского скалолаза: «... я шел по очень страшному пути, поднимаясь по все более опасным маршрутам, потому что у меня не было физических и технических навыков подняться на что-либо еще более сложное, но менее опасное. Дополнительная физическая подготовка не только сделала возможными физически более сложные маршруты, но и снова сделала лазание увлекательным и интересным, и я отчетливо помню это новое чувство любопытства, чтобы увидеть, смогу ли я бороться, чтобы справиться с задачей, вместо страха, который я всегда чувствовал, что я просто упаду и травмируюсь!»

В Британии своя система оценки сложности маршрутов: https://vk.com/zmsalp?w=wall404440004_292%2Fall

Здесь впечатляющий путь личного развития и преодоления собственных границ. Физическая и техническая подготовка не только расширила его возможности в подъеме по более сложным маршрутам, но также внесла изменения восприятие лазания. Вместо страха перед физическими вызовами парень начал ощущать любопытство и интерес к тому, на что способен.

Эта трансформация от страха к любопытству свидетельствует не только о росте техники и  силы, но и об усилении внутреннего ментального состояния. Скалолаз стал бороться с задачами не только из-за необходимости, но и из любопытства и увлечения. Это позволило наслаждаться самим процессом, учиться на пути и находить удовлетворение в собственных достижениях.

Такой опыт также демонстрирует важность преодоления личных ограничений, а также то, как физические и ментальные аспекты взаимосвязаны. Этот посыл может быть вдохновляющим примером для других, показывая, что даже самые страшные и трудные пути могут привести к удивительным изменениям и личному росту.

С подобным страхом, а может инертностью не одной личности, а почти всей команды я столкнулся во время первовосхождения на Эверест по С. ст. в 2004 г. К сожалению, преодоления тогда не произошло, и я виню себя за это, поскольку не нашел сил и внутреннего огня убедить в том, что надо экспериментировать и пробовать новое хотя бы 2х 3х человек. Это восхождение для меня тогда было плохо согласованно. Пример того, как делать не следует. Причем для всех остальных восхождение было согласованным.

Эверест. Северная Стена. Русский маршрут 2004 года.

Экспедиция на Эверест по северной стене была задумана сразу после восхождения на Лхотзе Среднюю. Этот замысел был коллективный, он импонировал большинству членов команды. Лично я мечтал об этом маршруте с 1997 года, когда впервые увидел плакат северной стены с маршрутом испанской команды в помещении федерации альпинизма России. Потом было две разведки 2002 и 2003 года, в первой я участия не принимал, она ставила только фотографические задачи. Во второй я принял участие потому, что предложил лидеру проекта Виктору Козлову наметить маршрут, пройдя участок северной стены (в глубине души я рассчитывал на то, что Козлов приобретет пермит и эта разведка сможет стать полноценной попыткой восхождения). Козлов организовал поездку и приобрел пермит, но только до 7000 метров, передав мне полномочия руководителя разведки уже в Тибете. Именно тогда мной был намечен маршрут, и наша тройка прошла до 6700 метров (лезть выше, на мой взгляд, не имело смысла, начинался несложный рельеф вплоть до 6900-7000 метров, где заканчивались наши права на дальнейшее продвижение), после чего мы сняли все снаряжение со стены, забрали весь мусор и свернули лагеря.

Хотя мой замысел не вполне удался, я все же глубоко проникся желанием пройти новый маршрут. Я полагал, что поскольку на северной стене уже много достойных маршрутов, пройденных в хорошем стиле, чтобы сказать новое слово в освоении этого массива мало просто пройти новую линию, надо, во-первых, это сделать без искусственного кислорода, во-вторых, как можно больше использовать возможности альпийского стиля, в-третьих, небольшой командой 5-6 человек. Я включился в подготовку к новой экспедиции, один раз сказав «да», я оставался верен своему слову.

Планы Виктора Козлова и мои на само восхождение изначально не совпадали, ему как руководителю была нужна просто победа - восхождение в самом безопасном, самом гарантированном стиле - в осадном, с кислородом и большой командой. Но, в конце концов, не организатор идет на гору, и я рассчитывал найти поддержку у самих альпинистов. Многие из членов команды уже бывали на Эвересте (5 человек), я думал, что им будет интересно совершить теперь восхождение без кислорода, другие были сравнительно молоды, но с опытом высотных восхождений, кто-либо из них мог меня поддержать. Мои расчеты оказались идеалистическими. Если в начале некоторые альпинисты еще высказывались в духе «Почему нет», то чем дальше развивались события, тем больше их позиция соответствовала духу кислородных восхождений. Тактика в этом случая представлялась понятной и простой, она не предполагала дополнительного риска, был шаблон, который приставили к стене и в соответствии с ним работали. Такой подход давал очень высокую вероятность успеха. Это была профессиональная работа на результат. Мы лезли, фиксируя веревки и устанавливая лагеря, большинство членов команды чувствовали себя хорошо, и я надеялся, что на заключительном этапе передовая сборная группа из решительных альпинистов попробует сделать быстрый рывок к вершине без кислорода. Я работал вместе со своим другом Виктором Бобком. Наша двойка из 63 участков до 8000 метров обработала 20 и установила 3 высотный лагерь на 7800 в основании кулуара Хорнбайна. Находясь на этом биваке, я предложил нашему сообществу идею продолжения восхождения с этой точки в альпийском стиле и без кислорода. Я считал, что это вполне логичный ход, но он не являлся согласованным. Этот призыв вызвал сильное сопротивление, как у руководителя экспедиции, так и у следовавшей вслед за нами группы.  Мнение команды победило, наша двойка провесила еще несколько участков   по центру стены, мы с Бобком вылезли выше 8000 метров. После этого на маршруте другими группами стал применяться искусственный кислород, восхождение для меня потеряло главный смысл, приключение переставало существовать. На заключительном этапе экспедиции началась борьба за приоритет использования заброшенного на стену кислорода, и нашу двойку вынудили идти последней. Предстоящая работа выглядела, как обычный подъем по перилам с кислородом до 8500 метров. Далее выход на маршрут Месснера и спуск по классике.

На заключительном этапе я пожал плоды своей несогласованности. Я решил не ходить на гору, это решение для меня стало вполне логичным, я мечтал об Эвересте в более легком стиле, я подразумевал не безкислородное личное восхождение, а безкислородный маршрут команды. Когда ты открыто отстаиваешь свои взгляды,  должен им соответствовать.

Как бы там не было Русский директ на Эверест состоялся, наша команда прошла новую линию на Северной стене, мне довелось принять в этом проекте весомое участие, хотя я и не ступил на вершину, для меня это был существенный опыт как позитивный, так и негативный.  Эверест без сомнения достижение в классе высотных восхождений в Гималаях. После этого мне стало окончательно ясно, чтобы лазить на вершины, а не жумарить по перилам, нужно ходить малой группой, а лучше двойкой и согласовывать все на берегу, а не в процессе экспедиции, в 2005 мы с Колей Тотмяниным и Карлосом Булером пролезли в альпийском стиле северную стену на З. Менлунгтзе.



Северная стена Эвереста 2004. Русский маршрут.



Эверест 2004, русский путь, начатый нашей тройкой в 2003.

Previous post Next post
Up