https://proza.ru/2020/10/02/1349Один из знакомых Марины Цветаевой мог определить сорт шоколадных конфет с завязанными глазами, по вкусу. И не только сорт, но и магазин, в котором конфеты куплены. А вы могли бы, читатель, определить вид растения с завязанными глазами, на ощупь?
Одно такое растение я вам могу сегодня предложить, хотя уверен, никогда вы его не видели и, скорее всего, не увидите. Завязали глаза? Теперь можно растение понюхать. Этот запах вам знаком. Так пахнут мята, тимьян, душица и множество их родственников. Теперь осторожно сожмите стебель его в пальцах, покрутите его. Стебель четырехгранный! Наверное, держали мяту в руках, когда запаривали ее в … бане. Искушенные любители растений могут различить грани плоские, вогнутые или выгнутые. Для нас это уже дебри. А как листья расположены? Друг против друга, они не цельные, а рассеченные и мягкие на ощупь. Нечто похожее на пустырник, что собирают сердечники. Но мы перейдем к цветку. Как мы и ожидали цветок двугубый, коснулись его и получили нежный поцелуй из полураскрытых губ. Может быть, это действительно обычный пустырник, частый гость наших городов? Снимем повязку и встретим насмешливый взгляд множества темных глаз из глубины белых пушистых цветов. Нет, не пустырник, хотя листьями похож. Таких губоцветных вы, наверняка, не видели.
Чтобы встретится с панцерией, нужно отправиться на Марс. Нет, не на другую планету, но в места достаточно удаленные. Марсианская долина лежит в Алтае, на исходе Чуйского тракта, на самой границе с Монголией. В этой долине земля действительно красная, как на Марсе, холодно зимой, как на Марсе и нет людей, только туристы. Нет ни деревьев, ни кустов, разве что в глубоких укрытых долинах. Летом здесь среди раскаленных камней расцветают необыкновенные цветы. Одно из них панцерина, или панцерия. Раньше она действительно вносилась ботаниками в род пустырников. Но вот странно, чтобы увидеть необычный пустырник стремились в горы поколения путешественников. Они стремились именно в пустыни, минуя кедровые леса, голубые озера и шумные водопады. Побывали на Марсе и немецкий ботаник Александр Бунге и русский рудознатец Петр Шангин. А наш главный, наверное, путешественник Алексей Пржевальский не остановился, пошел по пустыням еще дальше, до самого Тибета, собирая огромные гербарии растений и шкуры животных. Что двигало этими людьми и куда они исчезли? Как ни странно, эта высокая болезнь не исчезает в веках, и сегодня ботаники ищут затерянные миры. Сами того не ведая, они делают весь мир Земли целостным. Магия дорог в людях сохранилась. Всего лишь полвека назад приехал из Чехии в Сибирь ботаник Иржи Соян. Переводчик ему не нужен был, он отлично говорил по-русски, пересек наши Южные Горы, проник в Монголию и дальше в Китай, собрал пятьдесят тысяч гербарных листов и стал крестным отцом нашей героини. Соян вывел ее из тривиального рода пустырников и создал новый благородный род Панцерий. Ботаническое сообщество с ним согласилось. Драгоценное растение Алтая заслуживало высокого статуса. Я тоже нашел и сфотографировал благородную панцерию, будучи на Марсе легкомысленным и невежественным туристом, не зная ни имени ее, ни истории. То, что в таких суровых каменистых пустынях может быть такое обилие цветов, меня, конечно, как и всех туристов, удивило, но наши гиды названий растений совсем не знали, больше интересовались горными духами. Но именно встреча с панцерией, а вовсе не заснеженные далекие хребты, не красные склоны долины, доказывали, что попал я в странное царство, далекое от обыденной городской жизни.
Удивляет обилие выдающихся умов, связавших свою судьбу с судьбой панцерии. Ботаники во всех странах и народах, любящие порядок во всем, стремятся создать из сотен тысяч видов растений совершенную систему, и называют ее естественной. Губоцветные столь разнообразны, различия между ними такие тонкие, что не многим это под силу. Пытался найти место панцерии в системе главный ботаник Сибири Порфирий Крылов, его ученик Борис Шишкин, создатель капитального труда «Флора СССР», назвал панцерию пустырником Бунге, в честь одного из лучших исследователей Алтая, и, наверное, Соян будет не последним ученым, прикоснувшимся к роду панцерин. .
Панцерия встречается только в горах, но цветок ее столь же совершенен, как у всех губоцветных. Летом он полон нектара, чтобы добраться до него пчелам и шмелям приходится занимать такое положение, что опыление становится неизбежным. Именно губоцветных посвятил много строк Дарвин в своем известном исследовании по приспособлениям растений и насекомых к перекрестному опылению. В его книге растений есть рисунок, который впоследствии будет кочевать по всем учебникам биологии.
Если вы, читатель, попадете в необыкновенную марсианскую долину, опустите свой взор, блуждающий по горизонтам и голым склонам, к каменным россыпям под ногами, присмотритесь к растениям, которые вы нигде не встретите и, может быть, вам улыбнется удача. Вы узнаете панцерию и погрузитесь в ее мир, неразрывный мир растений и людей.