Протодиакон Кураев в роли инвизитора

Dec 18, 2013 13:29

Известный публицист протод. А. Кураев продолжает свою вендетту против отца Даниила и людей, как-либо ассоциированных с ним. Не так давно он у себя в ЖЖ призывал "отцов настоятелей" не пускать "сысоевских активистов работать с вашей молодежью, вести миссионерские кружки и готовить ваших приходских катехизаторов". Одним лишь ЖЖ дело не ограничилось ( Read more... )

Leave a comment

yurij_maximov December 21 2013, 01:00:36 UTC
Дорогой Дмитрий,
Вы лично были тем, кто называл миссией то, что ей не является, когда во время нашего телефонного разговора после Ваших первых акций, настаивали на том, что Ваш "троллинг" людей в кафе был "миссией среди либералов".

Вам следует знать, что не меньшее, а то и большее количество учеников и духовных чад отца Даниила смущаются Вашей деятельностью, о чем часто сообщают мне. Знаю я и таких, кто прежде участвовал в Ваших акциях, а затем отошел от этого.

Повторяю, что отец Даниил никогда не благословлял акций, подобных Вашим. Антиабортные пикеты, которые он благословлял, очень далеко отстоят от проводимых вашим движением акций (имею в виду наиболее резонансные и пререкаемые из них). Если кто-то из учеников или духовных чад отца Даниила думает, что он одобрил бы такие перформансы, как, например, сжигание глобуса под музыку группы "Гражданская оборона", или принесение кирпича в музей эротики, то могу засвидетельствовать, что они сильно ошибаются. Такая форма профанирует содержание, она недостойна быть формой выражения благой вести Спасителя.

Другая проблема затрагивает даже те Ваши мероприятия, которые, возможно, сами по себе были бы приемлемы. Их портит ваше желание непременно показать себя во время акций, придать максимальную огласку не просто акции, а себе, совершающему акцию. Из-за этого исчезает ощущение искренности, становится неясным, совершают ли эти люди дело ради Бога, или ради самопиара, славы человеческой. Вы говорите, что радеете за святоотеческое учение, но святые отцы учили избегать огласки своих дел, славы человеческой - всего того, на чем Вы сознательно строите свою активность.
"Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам" (прп. Макарий Египетский).
"Не подражай фарисею, который все делал напоказ" (прп. Антоний Великий).
"Пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее беснования или сумасшествия" (свт. Иоанн Златоуст).
"Со всем старанием надо избегать того, что среди братий не имеет общего употребления или не делается, чтобы не отдать дани тщеславию. Также надо избегать и того, что может отличать нас между другими людьми, чтобы избежать похвалы за то, будто мы одни это делаем. Ибо особенно этими признаками доказывается, что к нам прильнула смертная зараза тщеславия" (прп. Иоанн Кассиан).
"Воскресив дочь Иаира, Господь "строго приказал" родителям ее, "чтобы никто об этом не знал" (Мк. 5, 43). Этим нам указано: не ищи славы... Желание, чтобы люди знали, вызывается желанием похвалы... желающий, чтобы люди знали его добрые дела, сам себе враг" (свт. Феофан Затворник).

Желание, чтобы люди знали не просто, что дело сделано, а что именно вы его сделали - душевредно и противоречит учению святых отцов. У Вас же это возведено в принцип. И эта работа заведомо на публику, задает определенную тональность, из-за которой Вам не верят даже в тех случаях, когда Вы говорите правильные вещи.

Слова отца Даниила, приведенные Вами, он произносил, когда я сидел в двух метрах от него. Могу Вас заверить: отцу Даниилу и в голову не могло придти, что под созданием информационных поводов надо понимать бросание в людей тухлых яиц, поливание оппонентнов кетчупом или высказывания типа "На видео мы сознательно устраиваем скандал". Отец Даниил и сам создавал информационные поводы, но они были интеллектуального свойства, а не такого эпатажного и провокативного, чем славился как раз Кураев.

Отнюдь не только за святоотеческую позицию Вас критикуют. Многие люди стоят на здравых позициях без такого провокативного и скандального "акционизма", благодаря которому Вы превращаете святоотеческую позицию в посмешище. Если бы Вы не проповедовали эти позиции, на руках бы Вас никто носить не стал, как не носили нацболов, которые тоже прославились подобным "акционизмом". Вы превращаете дело Православия в посмешище. Да, Вы добились славы, но это слава клоуна, Вас не воспринимают всерьез ни в Церкви, ни вне ее, Ваша деятельность в ее наиболее пререкаемых проявлениях вызывает скорбь у многих святоотечески мыслящих людей.

Многое из этого я Вам уже говорил в том телефонном разговоре. Мне жаль, что Вы не захотели услышать и теперь как ни в чем ни бывало пишете: "интересно за что именно Вы нас критикуете?".

Reply

antikob December 21 2013, 21:56:17 UTC
Дорогой о.Георгий, можете ли Вы себя всерьез назвать святоотечески мыслящим человеком? По моему это уже фарисейство чистой воды.

Reply

yurij_maximov December 22 2013, 11:32:27 UTC
То есть, когда святые отцы говорят не то, что Вам нравится, то это уже фарисейство? Чем Вы тогда от модернистов отличаетесь? Если я не прав, то переубедить меня очень легко - на основании Священного Писания и святых отцов. Я привел святоотеческое обоснование своим словам. Если Вы считаете то, что делаете добрым делом, то по учению святых отцов пиарить свои добрые дела душевредно. Если же Вы считаете это недобрым делом, то делать этого нельзя.

Reply

antikob December 24 2013, 19:11:28 UTC
Когда мне святые отцы говорят - это одно дело, а когда Вы пытаетесь прикрыться святыми отцами, отстаивая собственные заблуждения - совсем другое.

И все Ваши слова легко разбить словами святых отцов. К примеру, аввы Дорофея:

Есть три различных вида лжи: иной лжёт мыслию, другой лжёт словом, а иной лжёт самою жизнию своею. Мыслию лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, т. е. пустые подозрения на ближнего; <...> Таковой лжёт мыслию, ибо он ничего истинного не говорит, но всё по одному подозрению, а от сего происходят любопытство, злословие, подслушивания, вражда, осуждения.
<...>
Итак, никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предаётся им.

Reply

antikob December 24 2013, 19:57:19 UTC
Далее, аргумент против Вас из Писания:

38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
(Деян.5:38,39)

Reply

antikob December 24 2013, 19:58:41 UTC
Наконец, Ваши же собственные слова с вечера памяти свщмч.Даниила:

(01:25:20)
И... я бы хотел, тоже, подчеркнуть ещё одну особенность о.Даниила... Вот этого, мне кажется, среди современных последователей о.Даниила... не могу сказать, что полностью эта его добродетель воспринята. Он был человек, который, во-первых, очень не любил ссориться с людьми, и для него единственное что… только ревность о вере, только, действительно догматические вопросы могли сподвигнуть к тому, чтобы говорить как-то серьёзно о каком-то... о каких-то вещах. Но просто так из-за, там, разницы подходов, или из-за разницы взглядов на те или иные вещи - он считал, что это преступно православным христианам ссориться. И он был всегда готов первым протянуть руку для примирения, всегда был готов примириться с человеком, если у него с ним возникали какие-то трения, и искренне был рад этому. И о.Даниил не считал для себя зазорным попросить прощения, если он видел, что человек обижался. И все это из-за вот этого чувства братства... Церковь это братство христиан, которые любят друг друга. Это у него было всегда в голове именно такое понимание Церкви. И очень скорбел он именно тогда, когда он видел какие-то ссоры между православными, какие-то проявления ненависти...

Reply

yurij_maximov January 12 2014, 13:40:54 UTC
Дорогой Иван,
отвечу здесь сразу на эти три Ваших комментария.

1. Я привел святоотеческие цитаты изобличающие сам Ваш с Дмитрием подход к деятельности. А Вы мне в ответ приводите цитату, которая, как Вам кажется, должна доказать, что я в принципе не имел права высказывать критику о том, что Дмитрий сотоварищи делает. Таким образом Вы, как и Дмитрий, избегаете разговора по существу, и тем показываете, что истина вам не интересна.
То, что Вы привели эту цитату прп. аввы Дорофея, означает, что Вы сочли мою критику плодом моих "пустых подозрений" и "догадок". А с чего Вы это взяли? Почему не подумали, что может быть, Господь мне это открыл, или что это стало результатом обсуждений с богословски образованными и духовными людьми? То, что из всех возможных вариантов Вы выбрали самый дурной, не дает ли повод задуматься о том, что как раз Вы, в свою очередь, вынесли суждение о моих действиях на основании своих пустых подозрений и сами подпали под то святоотеческое слово, которым хотели заткнуть мне рот?

2. Вы и Писание приводите бессвязно и не в тему, как протестанты. Сказанное Гамалиилом сказано было иудейским книжником о новом для них религиозном учении христиан в рамках вопроса, убивать ли за это учение. Я разве иудейский книжник, а вы с Дмитрием разве новое религиозное учение предлагаете, и разве здесь обсуждается вопрос о том, чтобы Дмитрия убить? И с чего Вы взяли, что это принцип, воспринятый Церковью? Если так, то святые отцы не боролись бы с еретиками. О том, чем принцип Гамалиила разительно отличается от принципов Христа, хорошо высказался святой Николай Сербский: "Если бы Христос проповедовал допустимость и других вер наряду со Своей... то Его Евангелие жило бы не дольше, чем Гамалиилово" (“Рехабилитација тела”).
Неужели Вы и впрямь так плохо знаете Писание, что не слышали о прямых предписаниях обличать брата, когда он становится на ошибочный путь? "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5:20), "обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха" (Лев. 19:17), "если обличишь разумного, то он поймет наставление" (Прит. 19:25). Я полагал, что Дмитрий относится к разумным, жаль, если я ошибся. О моей ошибке говорит и святоотеческое слово: «Не пытайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями; ибо кто любит себя выказывать, тот не может быть любителем истины» (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.222). Но я, честно говоря, когда начинал писать, не подозревал, что у дмитрия все настолько далеко зашло. Теперь же, в соответствии со святоотеческим словом, я уже не надеюсь принести пользу Дмитрию указанием несоответствия того, что он делает, учению Писания и святых отцов. Теперь я просто буду предупреждать остальных о ложности и ошибочности выбранного им пути, самого же Дмитрия предоставлю Богу.

3. А я и не намеревался ссориться с Дмитрием. Апостол Павел ведь обличил апостола Петра не для того, чтобы с ним поссориться. И не произошло ведь ссоры между апостолами, но апостол Петр, вняв обличению, исправился, и так сохранились между ними мир и любовь, и при этом был устранен соблазн для христианской общины. Если же Дмитрий и его фанатичные последователи вроде Вас, избрали другой путь, то очень жаль, ведь "человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления" (Прит.29:1).

Вообще очень печально видеть, как Вы настолько убеждены в непогрешимости отстаиваемых Вами методов и действий, что даже не желаете слушать критику, остервенело стремитесь заклеймить и заткнуть рот тому, кто не одобряет Ваших действий. Все это показывает безотрадное духовное состояние Вашей души и то, насколько далеки Вы от Евангелия. Господь да помилует Вас!

Reply

sergeylarin December 28 2013, 10:34:56 UTC
А в чём фарисейство?

Reply

ext_1724041 December 22 2013, 10:00:47 UTC
о.Георгий, то, что было полтора года назад в кафе не является ни акцией, ни миссией, просто бытовой случай возмущения поддержи богохульства в ХХС. Странно что вы судите о нашей активности не по нашим мероприятиям, а по отдельным эпизодам, которым уже больше года. Сжигание глобуса было конкретным исповеданием православного вероучения конкретному человеку, который после этого пошел участвовать в Таинствах Церкви, кирпич в музее секса, который раздавал несовершеннолетним приглашения в "точку G" сопровождался словами о том, что мы должны построить свою жизнь на краеугольном камне, вере в единого Бога, а не на чем то другом. Эти мероприятия происходили за долго до создания нашего общественного движения. Если вы посмотрите отчет о наших мероприятиях, то увидите, что из 100 акций -

30% посвящены антиабортной деятельности: пикеты, митинги, пресс-конференции, экспертный круглый стол в Думе, контрольные закупки, сбор подписей, раздача материалов и т.д. Организация крестных ходов, в том числе вокруг кремля, печать и раздача 500 антиабортных футболок для детей и взрослых, наклеек, кепок, наши антиабортные акции десятки раз попадали на тв.

30% посвящены прямой миссии: раздача 200 000 миссионерских листовок и 10 000 нательных крестов в очереди в ХХС, многочисленные акции посвященные уличной миссии - столы полные раздаточного материала, баннеры со святыми, миссионерские кубы, обязательные мероприятия на крупные церковные и светские праздники, многие десятки тысяч листовок в десятках храмов на Богоявление и Пасху, раздача книг о.Даниила депутатам Государственной Думы (более 100), ветеранам, гастербайтерам, оппозиционерам и т.д. 4 раза в неделю кормление и проповедь бездомным на Киевском вокзале. Организация миссионерских диспутов, скажем с нацболами,молодежными лидерами типа Тесака или Хованского, которые посмотрело в общей сложности более 300 000 человек с прямой проповедью, организация массовых диспутов молодежных о бытие Божием. Далее

10% то акции - поддержка программы 200 - молитвенные стояния, митинги, крестные ходы, сбор подписей.

10% это реакция на текущие выпады в адрес Церкви представленные как информационный шум, привлекающие внимание светских людей к фундаментальным вопросам - акции против Ванги и битвы экстрасенсов на Первом канале в прайм тайм, использовании трупов убитых младенцев в технологии производства продуктов питания, против кощунства и богохульства в общественном пространстве как норме, безальтернативности теории эволюции,учителях - открытых лгбт активистах в школах и т.д.

20% противодействие пропаганде ЛГБТ, сбор подписей, противодействие гей парадам, политическим силам, которые поддерживают ЛГБТ, митинги, пресс-конференции и т.д. На последнем епархиальном собрании Святейший именно к этому призывал мирян.

То, что вы стали говорить про му-му, глобус и кирпич, напомнило мне притчу старца Паисия про пчелу и муху.
Вчера я встречался со священником уранополитом из Можайска, на вопросы про ЛГБТ и кощунство, он сказал, что это безусловно христианский поступки, но к сожалению не у всех хватает мужества. Если лично у вас, ни на что кроме академической миссии не хватает мужества это ваше дело, не каждый к этому призван. "Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели, оно потому не принадлежит к телу?" Сейчас мы все видим в ваших словах именно иллюстрацию этих слов апостола, когда академически построенный человек, начинает местами голословно критиковать людей совершенно иного склада, которые делают иные вещи.

По поводу напоказ, мы работаем с информационным пространством, как об этом и говорил Святейший Патриарх, как об этом говорил о.Даниил в приведенной мной цитате, здесь свои законы, Патриарх сказал что в сложившихся условиях информационного общества мы должны показывать наши добрые дела. Вы ведь сами подписываете свои труды. Хотя если бы мы хотели славы то были бы популистами, в чем нас трудно упрекнуть с нашей позицией.

Reply

ext_1770603 December 27 2013, 10:37:21 UTC
о. Георгий, Вам благодарность от питерских за попытку помочь брату Дмитрию осознать его ошибки. Увы, это печально, но "Божья воля" засела в глухую оборону, не желаю проявить чуткость, оглянуться по сторонам и прислушаться к мнению других братьев. Всех, кто не согласен - в игнор или под анафематизмы. Еще настораживает полное отсутствие самокритики, переходящее в самомнение. Причем маскируемое под обилие отсылок к Святым Отцам.

Reply

yurij_maximov December 27 2013, 23:50:41 UTC
Да, все это печально. А то, насколько состоятельны их ссылки на святых отцов я уже отчасти в дискуссии здесь показал.

Reply


Leave a comment

Up