СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ. МЕНТАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО НАШЕГО ОБЩЕСТВА

Apr 19, 2014 00:33

Советские люди. Все дети - наши

Мое детство пришлось на 70-80-е годы, когда советским людям казалось, что СССР будет существовать вечно. Мама растила нас, троих детей, совершенно одна, и я была самой старшей. Личная жизнь у нее не сложилась ни с одним из наших отцов, и все, что мы, три сестры имели от наших пап - это разные отчества.

Так что никаких контактов с бабушками или дедушками с папиной стороны ни у одной из нас не было. И с маминой стороны тоже не было, так как дедушка погиб во время Великой Отечественной, а бабушка умерла, когда мне было всего 2 годика, и я ее совсем не помню.



Мы жили в деревне, где у нас совсем не было никаких родственников. Только мы - три сестры и мама. Тем не менее, мы никогда не ощущали себя обособленно, мы были частью общества, и этого было достаточно. То, что у других детей были бабушки с дедушками, а у нас - нет, меня как-то совершенно не беспокоило.

Однажды, когда я уже перешла в 8-й класс, мама доверила мне поехать в город на школьный базар и купить там все необходимое к школе для меня и нашей средней сестры. Надо было купить не только тетрадки и пеналы, но так же школьную форму и пальто на зиму нам обеим. Я взяла сестру с собой, чтобы можно было примерять на нее одежду.

Советские люди. В тесноте, да не в обиде

Мы благополучно добрались до города, доехали до школьного базара, и я купила все, что нужно. Потом мы поехали на автовокзал, чтобы попасть на автобус домой. Билеты с местами были распроданы, и мы купили, так называемые, стоячие места. Это означало, что всю дорогу до дома, где-то 3 часа, мы будем стоять. Советские люди, даже дети, были в те годы непритязательны, тем более в маленьких городах и деревнях. И выбора не было, да и мы привыкли так ездить.

И вот, набился полный автобус народа. Те, у кого были билеты с местами сидели, остальные ехали стоя. Я и сестра стояли рядом с местами, на которых расположилась пожилая пара пенсионеров: дедушка с бабушкой. Минут через 15 дедушка сказал, обращаясь к нам: «Ну, что ж, мальчик пусть постоит (он имел ввиду меня), а девочку мы возьмем к себе. С этими словами они усадили мою младшую сестренку на сиденье между ними. И так мы ехали. Я была не очень разговорчивым, стеснительным подростком. Не стала даже объяснять им, что я не мальчик, а просто девочка в брюках и с короткой стрижкой.



Через какое-то время они сами об этом узнали от моей сестры. Они узнали также, что мы живем без папы, и что нас у мамы трое. Узнали, что мама много работает, и поэтому мы одни ездили на школьный базар за покупками. Потихоньку и меня им удалось разговорить. Когда мы вышли на своей остановке, у нас в руках был адрес бабушки с дедушкой и приглашение в гости на ближайшие каникулы.

Советские люди. Письма незнакомой бабушке

Дома мы обо всем рассказали маме. Самая младшая сестренка, которая еще пока не ходила в школу, очень обрадовалась, когда услышала, что у нас появились дедушка с бабушкой. Она начала мечтать о том, как она к ним поедет в гости, или они к нам приедут.

Она еще не умела ни читать, ни писать. Но она уже начала «писать» письма «бабушке» с «дедушкой». Особенно, когда мы ее обижали и доводили до слез. Тогда она брала ручку и бумагу и чиркала по бумаге, сама себе вслух диктуя то, что она хотела написать. Она клала письмо в конверт и точно так же «писала» адрес. Затем отправляла письмо, бросив в почтовый ящик. Мы со средней сестрой хохотали над ней, аж до слез!

Советские люди. Доверие - обычное дело

На осенние каникулы мы воспользовались приглашением и поехали в гости в большой город. Младшая сестра осталась дома. Мама никогда не видела наших «бабушку» и «дедушку», знала о них только с наших слов. Тем не менее, она не побоялась отпустить нас одних.

Это кажется невероятным, но на самом деле легко объяснимо. В Советском Союзе не было такого разгула преступности, как в наше время в России. Советские люди не боялись стать жертвой преступления. Ну, самое большее, у тебя могли вытащить кошелек в людном месте какие-нибудь воры-карманники. Люди, даже малознакомые, доверяли друг другу. Это, во-первых. А во-вторых, наша мама, как я потом поняла, обладала хорошей интуицией и незаурядной способностью, анализируя любую, даже самую скупую информацию, делать безошибочные выводы. Из того, что мы ей рассказали про наших новых знакомых, она поняла, что эти люди не представляют никакой опасности для нас.

И вот мы приехали в город и нашли по адресу наших «бабушку» и «дедушку». Они встретили нас как родных, были искренне, от всей души нам рады. Оказалось, что у них помимо квартиры, есть еще дача в пригороде, и они накрутили банок с компотами, вареньем и прочей вкуснотищей. Для многих советских людей закрутки были обязательным делом. А вот мы с сестрой такого дома не видели, так как маме было некогда заниматься закрутками. Поэтому мы с удовольствием уплетали все эти консервированные фрукты, варенье и прочую вкуснятину.



Каждый день мы ходили гулять, ели мороженое, которого у нас в деревне не продавалось. Помню, мы были в цирке и просто так гуляли с сестрой по городу. Нам было так хорошо у бабушки с дедушкой! Каникулы пронеслись как один день.

Однажды утром я проснулась, выглянула в окно и увидела, как городские дети идут в школу с портфелями и ранцами. Тут я поняла, что мы потеряли счет времени, и нам пора уже было вернуться домой. Мы рассказали об этом бабушке с дедушкой, и было решено, что мы уедем домой на ближайшем автобусе.

Кажется, мы задержались больше чем на один день, потому что мама в это время уже сходила с ума от тревоги, когда мы не вернулись домой к школе. Она взяла адрес наших новоиспеченных «родственников» и наши фотографии, на случай, если придется обратиться в милицию и поехала нас искать.

Мы вернулись домой вечером и застали только младшую сестру, которая расплакалась при виде нас. Она очень боялась, что больше нас никогда не увидит. Мама ее, видно, здорово накрутила! Мамы не было, ведь она уехала нас искать. Когда мама вернулась, она нас сильно ругала, но бить не стала, так как наши «дедушка» с «бабушкой» взяли с нее обещание, что она нас не будет наказывать в этот раз. Так мы стали общаться с нашими приемными «бабушкой» и «дедушкой». Мы бывали еще не раз у них в гостях, и они как-то пару раз к нам приезжали.

Когда я поступила учиться за «тридевять земель», в другой город, я почти каждый раз заезжала к ним по пути домой, чтобы одолжить рубль, которого мне всегда почему-то не хватало, чтобы доехать до самого дома. Они всегда были рады мне. Накормят вкусно, дадут денег и пригласят в гости снова.



Коллективистский менталитет советских людей

Почему они так полюбили нас? Ведь у них были свои собственные взрослые дети, а потом еще наверняка и внуки. Почему мы воспринимали их доброту и помощь как должное? Тогда у меня даже не возникало таких вопросов в голове. Все было так естественно.

В советские времена было обычным делом, когда совершенно чужие люди знакомились в дороге, обменивались адресами, приглашали друг друга в гости и дружили всю жизнь. Они становились родными, близкими друг другу людьми. Это происходило повсеместно. Такой наш коллективистский менталитет, который очень хорошо вписывался в ту социальную формацию, что была - Советский Союз.

Было, конечно, много проблем у нас, советских людей, таких, например, как нехватка некоторых видов товаров в магазинах. Деньги были у людей, а нельзя было купить туалетной бумаги или майонеза. И таких товаров было множество. Когда их завозили в магазин, сразу создавалась очередь. Длинные, многочасовые очереди в магазин были в Советском Союзе обычным делом. То, на что была нехватка, называли - дефицит. Даже загадка была такая: «Идет дефицит в дефиците, несет дефицит в дефиците. Отгадайте, кто это и что несет?» Отгадка была: «Идет дворник в дубленке и несет палку колбасы, завернутую в туалетную бумагу».



Но, тем не менее, люди были ближе друг другу, чем сейчас. Несмотря даже на то, что телефоны были далеко не у всех. Советские люди писали друг другу письма, посылали открытки на праздники, ездили друг к другу в гости. И это были не обязательно родственники. С родственниками люди так и так общались, даже когда не очень-то и хотелось. А вот с чужими людьми общались даже более охотно, так как это уже было родство душевное, а не кровное.

Олимпиада и Крым как луч надежды

К сожалению, с развалом Советского Союза наша страна была ввергнута в хаос, мы пережили сильнейший кризис, который, как настоящая война, унес множество человеческих жизней. Люди, не выдержав стресса, погибали от сердечных заболеваний или просто спивались и травились «паленым» алкоголем. Нас накрыла волна наркомании, которая «косила» и продолжает «косить» молодые жизни направо и налево. Увеличилось количество суицидов.

Даже во время войны советских людей сближала общая беда, ненависть к общему врагу и воля к победе. А в лихие 90-е мы разобщились и ожесточились друг против друга. Неуверенность в завтрашнем дне, инфляция, пустые полки в магазинах ввергли людей в сверхстресс. Люди вдруг оказались потеряны, дезориентированы, внезапно оказавшись в новой для России кожной фазе развития, в которую Запад вошел еще после Второй мировой войны.



Рухнувший Советский Союз поливался грязью со всех сторон, и вместе с грязной водой, мы «выплеснули и ребенка». Все то хорошее, что было в советские времена оказалось тоже выброшенным на помойку. Теперь «бывшие советские люди» даже не помышляли держаться вместе и помогать друг другу. Теперь каждый был сам по себе и сам за себя.

И так продолжается до сегодняшнего дня. Хотя, как мне кажется, и очень хочется на это надеяться, в последнее время забрезжил слабый лучик надежды. Этот лучик шел от факела Олимпиады в Сочи 2014, когда люди объединились в одном общем душевном порыве, наблюдая за соревнованиями и переживая за наших спортсменов. Еще больше, шире этот лучик стал, когда факел подхватила Паралимпиада 2014.
И вот, наконец, это уже не лучик, а настоящий луч света, проникающий к нам из-за туч, когда вся страна, во всех городах России вышла в поддержку Крыма. Как мы радовались и плакали от счастья у экранов телевизоров, когда были объявлены результаты референдума в Крыму и нам объявили, что Крым скоро вернется в Россию! Мы вновь ощутили себя советскими людьми, в самом высоком смысле этих слов.

image Click to view


Неужели на наших глазах свершится чудо, и мы снова повернемся лицом друг к другу, объединимся на общих, непреходящих ценностях, которые так свойственны нашему менталитету? А нам свойственно сближаться не по крови, а по духу, помогать не родным, а слабым, ставить приоритет общего над частным. Это должно неизбежно произойти поздно или рано. Но лучше, чтоб рано. Или хотя бы, пока не поздно.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Елена Айдогдыева

Читайте также:
Украина. Патриотизм, проявления национализма, нацизм - где заканчивается одно и начинается другое?
Знаменитая "наигранная улыбка" европейца
День Земли. Кто или что спасет мир



человек и общество, простые люди, целостность России, уретрально-мышечный менталитет

Previous post Next post
Up