ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА. ЭГОИЗМ - ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО?

Feb 21, 2014 00:18

В чем основная проблема эгоизма? Что мы знаем об эгоизме? Может быть эгоистом - это плохо, потому что, преследуя свои интересы, мы непременно переступаем через интересы других людей?
Или же то, что быть эгоистом всё же надо, надо любить себя, как утверждают тренеры личностного роста и им подобные?

С одной стороны, мы не любим эгоистов и в себе эгоистичные черты не замечаем и не признаём. С другой же, говорим, что каждый человек в определённой степени эгоистичен.



Мы запутались в понятиях, разбирая проблемы эгоизма. Пытаемся определить его степени. Разделить его на разумный и неразумный, подобно тому, как мы разделяем зависть на черную и белую. И, тем не менее, мы ничего не понимаем в эгоизме. Системно-векторная психология Юрия Бурлана даёт нам четкое понимание того, что есть эгоизм на самом деле, хорошо это или плохо, и надо ли -

«Быть немножечко эгоистом»

Проблемы эгоизма. Каждый человек - эгоист?

Каждый человек - эгоист! Если под эгоизмом подразумевать то, что нам говорит об этом понятии Википедия, а именно:
Эгои́зм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде.

Да, не всегда эта мысль, вернее - желание получить собственную пользу, нами осознаётся, но именно оно движет каждым нашим поступком. Не всегда это желание и поведение, к которому оно нас толкает, противоречит интересам других людей.
Но в корне каждого нашего поступка, так или иначе, лежит желание получить что-то для себя, а именно - чувство радости и удовлетворения. Более того, природой так задумано, чтобы мы получали свою пользу только при условии, что наше поведение принесёт пользу окружающим людям. Так есть проблема эгоизма или нет?

В этой статье мы рассмотрим эгоизм, как основополагающее природное свойство, являющееся базовым, так как оно неразрывно связано с основными задачами человека - выжить, во что бы то ни стало.

Но так как каждый человек, согласно векторальному набору, наделён собственной видовой ролью, соответственно, и путь к его выживанию, сохранению целостности разный. Потому и эгоизм как системная часть этой характеристики в каждом человеке приобретает разные оттенки. И проблемы эгоизма в каждом векторе тоже различны.

Как бы мы ни рационализировали своё поведение, как бы ни убеждали себя и окружающих в том, что мы живём ради кого-то и всё, что мы ни делаем, только ради пользы других людей, в корне всегда лежит эгоистическое желание - получить чувство радости и удовлетворения.



Вот заботливая мать. Она всё делает ради своих детей. Отказывает себе в удовольствии купить новую кофточку, вместо неё приобретая сыночку красивый рюкзачок. Она отказывает себе в сне, предпочитая это время уделить пошиву новых брюк для того же самого любимого сыночка. Она отказывается от собственной личной жизни, предпочитая всю себя посвятить ему же - сыночку. Можно ли сказать, что ею руководят эгоистические побуждения? Можно! Потому что от всех этих действий она получает гораздо большее удовлетворение, чем от того, в чем она так «благородно» себе отказывала.

Она не умеет получать удовольствие от новой кофточки. Она не умеет получать его от ухода за своим телом. Она даже не умеет получать удовольствие от парных отношений столь же огромное, сколько от материнства, а потому она легко отказывается от всего этого в пользу того, от чего она умеет получать удовольствие - от заботы за своим сыном. И в этом заключается её эгоизм. И, что самое смешное, именно в таких случаях чаще всего и говорят:
«Ей надо научиться любить себя, стать немножечко эгоисткой»

А ведь каждым её поступком как раз-таки и руководит эгоистическое желание - получить радость и удовлетворение от своих действий. В этом случае проблема эгоизма в том, что реализуя себя в материнстве, она получает наивысшее из дарованных ей наслаждений. Природа создала эту сильнейшую связь между ней и ребёнком для того, чтобы обеспечить ребёнка выживанием, и в этом случае она идеально выполняет свою роль, взамен получая чувство радости.

Проблема эгоизма. Мы рождены, чтобы быть эгоистами

Такими нас создала природа, а потому эгоистическое желание - получить наслаждение от каждого своего действия - вполне естественно, но не всегда наше поведение является адекватным.

Природой задумано так, чтобы мы получали наслаждение от каждого своего поступка, но только при том условии, что им мы выполняем свою видовую роль.

Так, развитый и реализованный кожник, создавая новые технологии, которые помогают экономить ресурсы всего человечества, получает чувство радости и удовлетворения от этих действий, хоть он порой и не спит ночами, полностью погружаясь в процесс изобретательства.



А вот точно такой же кожник, но не научившийся адекватно реализовывать свои свойства. Он уже получает наслаждение не от изобретения технологий, позволяющих экономить ресурсы всего человечества, но от скупости, от экономии своих собственных пяти копеек. И здесь проблемы эгоизма, мы видим за версту, хотя по факту определяем в нём не сам эгоизм, но неадекватную реализацию желания получить радость и удовлетворение от своих действий.

В корне каждого нашего поступка лежит одно-единственное, причем эгоистическое желание - получить чувство удовлетворения!

И даже если внешне это выражается заботой об окружающих людях, причём вполне адекватной, а не той формой заботы, которая была описана выше, или же изобретением новых технологий, а то и лекарственных препаратов для лечения смертельных болезней - даже в том случае, когда эти препараты были протестированы изобретателем на самом себе, его поступками движет желание получить чувство удовлетворения.

Каждый из нас получает это чувство своим способом. Так, кожник получает это чувство, когда изобретает новые технологии, анальник - когда передаёт накопленные знания новым поколениям, уретральник - когда обеспечивает чувством защищённости всю свою «стаю», зрительник - когда создаёт эмоциональные связи и увеличивает культурный слой для всего человечества, звуковик - когда сосредотачивается на своих мыслях и, тем самым, развивает в каждом из нас способность создавать и развивать мысли. И так с каждым вектором - мы получаем свою порцию радости при выполнении той видовой роли, которой мы наделены в соответствии со своим векторальным набором. И проблемы эгоизма в этом нет.

И всё бы хорошо, если бы мы знали, как получить это чувство. Другими словами - какой видовой ролью мы наделены и как её выполнить для того, чтобы получить свою порцию радости и удовлетворения от жизни. Проблема эгоизма в том, что так оно не происходит… Наши внутренние желания скрыты от нас и нам невероятно сложно понять самих себя, узнать, что даст нам столь желанное чувство радости. А потому в поисках этого чувства мы часто идём неверными путями.



Чем более мы развиты в своих свойствах, тем легче нам найти правильный путь. Но непонимание нашими родителями и людьми, которые нас окружают, того психического, которое руководит каждым из нас, приводит в результате к тому, что нам не позволяют развить наши природные свойства. Из лучших побуждений родители препятствуют развитию свойств своих детей. Наносят обиды самым послушным детям, делая из них садистов вместо заботливых отцов. Оставляют своих кожных детей ворами и завистниками, вместо того чтобы развить их в изобретателей и рационализаторов.

Но желание получить радость от каждого своего поступка, тем не менее, остаётся, только в плохом состоянии векторов мы получаем это чувство от действий, которые противоречат интересам других людей, и в этом случае проблемы эгоизма очевидны. Фрустрированный анальник получает это чувство от реализации садистических устремлений, архетипичный кожник - от воровства, оставшийся в своей ракушке звуковик - от реализации планов по уничтожению человечества. Хотя в корне всех этих поступков, как и в случае с развитыми в своих свойствах людьми, лежит всё то же эгоистическое желание - получить чувство радости и удовлетворения.

Эгоизм… В том смысле, в котором все люди понимают это слово, он не является ни плохим, ни хорошим. Он нейтрален. Но то, как мы реализуем свои эгоистические желания, и то, будут ли они приносить пользу или вред окружающим людям, зависит от понимания нами наших же желаний и способов их реализации.



Сегодня у нас есть инструмент, который позволяет хорошо и очень четко понимать наши внутренние желания и видеть способы их адекватной реализации, устраняя тем самым проблему эгоизма. И этот инструмент - системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Алена Николаева

Читайте также:
Причины жадности в России: между ненавистью к скупости и обожанием халявы
Менталитет народа. Не деньги правят миром. Часть 4
Социальные связи - безвозвратные потери



счастье человека, эгоизм, саморазвитие, самопознание

Previous post Next post
Up