«Я буду повторять это как молитву: Кэти, да не будет тебе покоя, пока я жив! Преследуй меня, будь со мной постоянно. Прими любую форму. Своди меня с ума… Но не бросай меня в бездне, где я не смогу тебя найти! Я не смогу жить без тебя, моя душа…»
Хитклиф («Грозовой перевал» Эмили Бронте)
Главный герой этого романа не смог смириться с гибелью любимой женщины и провел остаток своей жизни в ожидании смерти. Любя и проклиная воспоминания о той, что ушла навсегда. Мужчина так обезумел, что, отомстив тем, кого считал виновными в смерти любимой, не стал дожидаться естественного ухода из жизни и со счастливой улыбкой пустил себе пулю в висок.
«Глупец! Как можно?!» - поражается зритель. Но все ли так однозначно?..
Когда мы наблюдаем потерявших голову от горя героев кинолент и романов, нам кажется, что это всего лишь чей-то сценарий, выдумка. Нас это вроде и не касается. Мы можем сопереживать персонажу, пока идет фильм или читается книга. Но как только наступает развязка, мы возвращаемся к привычной жизни, полные уверенности в ее нерушимости. Мы не ждем потерь. Поэтому, когда они приходят в наш дом, это почти всегда неожиданный удар и страдание, которое порой кардинально меняет ход жизни.
Горечь утраты. Боль, от которой никто из нас не застрахован. Смерть своими цепкими лапами уносит самых дорогих и близких окончательно и бесповоротно. В такие моменты нам кажется, что жизнь остановилась. Разделилась на «до» и «после». Будущее больше не видится светлым. Еще вчера все было хорошо, близкий человек был рядом, а сегодня смерть разлучила вас в одночасье, оставив лишь воспоминания и боль.
Боль, которая придавила тяжелой плитой безысходности.
Что же делать, если из жизни ушел самый любимый человек? Ушел, забрав с собой покой и смысл жизни, привычное счастье, которое зависело от него. Как справиться с этой пустотой внутри, которая образовалась в душе с уходом из жизни родного человека?
На кого ж ты меня покидаешь
«Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Мы склонны привязываться к людям, особенно к близким и родным. Любой разрыв с ними подобен физической боли. Несмотря на то, что на земле 7,5 миллиардов человек, наше сердце не может вынести потери одного единственного человека, так как он был особенно любим нами.
Смерть близкого выбивает из привычной жизни на какое-то время. Это нормально и закономерно. Так работает наша психика, которая в состоянии справиться с утратой родного человека в течение 40 дней. Но для некоторых людей смерть любимого человека становится душевным адом. Когда смысл жизни уходит вместе с траурной процессией и скрывается в глубине могильной ямы, человек застревает в горе, все вокруг тускнеет, надолго теряя краски. Ничто и никто не может вывести горюющего человека в привычное состояние. Его мир опустел. Его жизнь остановилась. Его будущее перечеркнуто траурной лентой.
Нет жизни без тебя
«Мой сынок, моя опора!.. Как ты мог меня бросить?!» - плачет Анна над фотографией сына. Молодой человек погиб год назад в уличной стычке. Его жестоко убили, а затем сожгли. Для Анны, женщины предпенсионного возраста, это стало настоящим ударом. Старший сын, ее надежда и опора, был бесконфликтным и хорошим во всех смыслах человеком. Он подавал большие надежды, в отличие от младшего, который умудрился попасть в тюрьму. Анна сокрушалась и не верила в жестокую несправедливость судьбы: «Зачем мне теперь жить? Без сыночка моего…»
Анна угощает нас печеньем и сладостями, столь частыми у нее на столе. Ими она пытается заесть свою боль и, видя результаты такого «утешения», устало вздыхает. Ее фигура медленно, но верно расплывается, как это часто бывает у таких людей в стрессе. Но это уже не так важно. Ведь для Анны жизнь потеряла свою ценность. «Почему Бог забрал его?! Почему не меня?» - в сотый раз проговаривает убитая горем женщина.
Ни наше возмущение по поводу ее громких заявлений, ни напоминание о втором сыне не убеждают ее. Анна не хочет жить без любимого сына, и это читается в каждом ее движении, в каждом слове. Боль настолько сильна, что перекрывает любовь к младшему ребенку. Фотография погибшего сына стоит на самом видном месте, как напоминание о ее тяжком кресте.
В таком состоянии я увидела впервые Анну семь лет назад, когда мы с мамой ходили к ней в гости на чай. Почему кому-то удается преодолеть горе, а кто-то увязает в нем, как в трясине? Ответ дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Кому тяжелее всего
Тяжелее всего мириться с утратой тем, кто имеет врожденную способность выстраивать крепкие эмоциональные связи. Эти люди щедры на чувства, любовь, сострадание и слезы. Это обладатели
зрительного вектора, психика которых наделена самой большой амплитудой эмоций, а базовой эмоцией у них является страх: смерти, утраты, разрыва отношений. Если чувства такого человека с детства правильно развивать, то страх перерастает в свою противоположность - любовь, стремление сопереживать другому человеку. Сострадание и жертвенность - вершина развития зрительного вектора. Но не получив должного развития, такой человек склонен попадать в эмоциональную зависимость от того, кто дает ему возможность переживать сильные чувства. И в случае смерти этого человека боль от потери может быть невыносимой.
Если у него есть еще и
анальный вектор, то эта утрата становится крушением главных его ценностей: семьи, дружбы, постоянства, стабильности. Анально-зрительный человек по-особенному относится к тому, кого любит: заботливо и трепетно, боясь потерять эту связь. Тревожится за родных, принимая близко к сердцу любое происшествие с ними, даже самое незначительное. И если мужчины стараются держать свои эмоции на замке, ведь среди них не принято пускать слезу из-за общественных стереотипов, то у женщин с таким типом психики тревога особенно заметна. Женщина волнуется и не находит себе места, когда кто-то из близких, особенно ребенок, задерживается где-то хоть на минуту или сразу не отвечает на ее звонок. Воображение рисует страшные картины, и она, хватаясь за сердце, уже готова удариться в слезы, предчувствуя неминуемую беду. Для таких женщин дети являются смыслом жизни, особенной ценностью их существования. Теряя ребенка, анально-зрительная мать теряет и смысл собственной жизни.
Человек с анальным вектором может воспринимать утрату как дичайшую несправедливость. После потери сына Анна держала в себе обиду на Бога и судьбу. Тяжелым упреком смотрела на иконы, но продолжала ходить в церковь, чтобы поставить свечу «за упокой». Винила себя за то, что не доглядела. После утраты близкого человека люди с анальным вектором часто переживают обиду и чувство вины. Иногда обижаются и на самого умершего, несправедливо покинувшего их раньше времени.
Рука помощи
Любимые не умирают.
Не плачьте уходящим вслед.
Ведь это только свечи тают,
Сердца не угасают, нет...
Не проклинайте, не вините
Вы никого и ничего.
Любимые парят как птицы,
И им спокойно и легко.
Любимые не исчезают.
Они живут во мне, в тебе,
Весной с природой расцветают
И звездами горят во мгле…*
Сегодня Анна - счастливая бабушка и любимая женщина. Младший сын женился и подарил ей внучку. Наконец-то сердце страдающей матери нашло утешение. Забота о внучке вернула Анну к жизни и помогла преодолеть горе по ушедшему из жизни сыну. Ей повезло, что все сложилось именно так. Ведь для человека с анально-зрительной связкой векторов переключение на другого человека, забота о нем - идеальная терапия против горя.
Лучшее, что мы можем сделать для ушедшего из жизни человека - это вспоминать о нем с благодарностью и теплом. Помнить о тех счастливых моментах, которые он нам подарил, чтобы на душе была светлая грусть, а не помешательство от желания воскресить умершего. Уходя, близкий меньше всего желает причинить нам боль и страдание. Страдать или нет - наш выбор. По крайней мере, любое человеческое страдание - потенциально преодолимо. Жалея себя и лелея надежду на знаки с того света, мы лишаем себя полноценной жизни. В конце концов задайте себе вопрос: хотелось бы вам стать причиной слез и горя для близких?
Естественно, нам хочется, чтобы кто-то помог преодолеть наши страдания, унять нашу боль. Будто существует кто-то сильнее нас психически, готовый взять проблему в свои руки. На самом деле вы удивитесь, что даже в самом тяжелом состоянии помощь реально существует. И эта помощь в нас самих. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает инструмент для самостоятельного выхода из многих негативных сценариев жизни, в том числе и из упоения утратой.
Как бы нам ни было больно, мы должны понимать, что смерть - неотъемлемая часть жизни. Ежесекундно на планете Земля кто-то рождается, а кто-то покидает этот мир. Жизнь циклична. В наших силах принять этот факт. Без страха и упрека. А если пережить горечь утраты кажется совсем непосильным, тренинг «
Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вот уже 19 лет помогает людям исцелить душу. Дайте себе шанс
жить полноценно!
Click to view
*
Стихи о смерти близкого человека Автор Олеся Культикова
Редактор Марина Алексеева
Корректор Татьяна Орлова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читать также:
Прокрастинация: как начать действовать Суицидальные мысли Как понять свои истинные желания?