Бывает, что жизнь приносит только плохой опыт. Даже если случаются проблески чего-то хорошего и приятного, то обязательно перед этим надо пройти через боль. И бессознательно отталкиваешь от себя все хорошее просто потому, что ждешь, что перед этим будет плохо. А хорошее - оно, как известно, быстро заканчивается. Получается, что живешь с постоянным ощущением терпеливого мученика, не можешь получить удовольствия от жизни.
Почему так получается? И как это связано с тем, что мы склонны все откладывать, особенно важные шаги в нашей жизни? Попробуем разобраться, опираясь на знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая раскрывает психику человека.
Заложники первого опыта
Существуют люди, для которых первый опыт является важной ценностью и ориентиром в жизни. Он накладывает отпечаток на всю их дальнейшую судьбу. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана - это люди с анальным вектором.
Вектор - это совокупность врожденных желаний и психических свойств, которые формируют характер, систему ценностей и жизненный сценарий человека.
От природы человек с анальным вектором наделен хорошей памятью для накопления опыта, информации и передачи ее следующим поколениям, чтобы следующее поколение не начинало с нуля. Но память человека с анальным вектором в равной степени хранит как огромное количество профессиональной информации, так и события своей жизни - плохие и хорошие. Свойственная им склонность обобщать приводит к тому, что, если такие люди получают плохой опыт, то не только помнят его всю жизнь, но и везде ждут его повторения. Ждут подвоха.
Первый опыт в детстве. Не торопите меня!
Люди с
анальным вектором медлительные и аккуратные, никогда не спешат, стараются все сделать тщательно, довести свое дело до конца. Для них важно все делать качественно, и спешка тут губительна. Тем более тяжело такому ребенку, когда его перебивают, торопят или подгоняют, ведь он еще только развивается в заданных ему свойствах.
Мама - самый первый и главный человек в жизни ребенка, а для малыша с анальным вектором она имеет преувеличенное значение. Именно на отношениях с мамой базируется его первый опыт в жизни и в общении с другими людьми, который в дальнейшем будет во многом определять его жизнь.
С таким ребенком нужно запастись терпением. И без того медлительный от природы, он начинает еще больше тормозить, когда его торопишь. Так устроена его психика. От стресса он впадает в ступор и останавливается. Ему тяжело переключиться на какое-то другое дело, пока он не закончил предыдущее.
Такого ребенка обязательно нужно хвалить за приложенные усилия, потому что именно ребенок с анальным вектором изо всех сил хочет быть хорошим. Мамина похвала является мощным стимулом для его развития.
Но очень часто бывает так, что у медлительного анального ребенка быстрая, шустрая кожная мама. Она мельтешит и стремится экономить время, потому что время для нее - это жизненная ценность. Она скупа на похвалу. Зато она постоянно подгоняет нерасторопного малыша, ругает его за неповоротливость, перебивает его, срывает с горшка, где он любит подолгу сидеть.
У кожных людей ускоренный метаболизм, и такая мама не понимает, как можно столько времени проводить на горшке. Она уверена, что это вредно для здоровья. «Ты что, веревку проглотил? Давай, выходи уже! Мы в садик опаздываем!»
Когда анального ребенка сдергивают во время этого интимного акта, у него зажимает анальный сфинктер. Более того, сам ритм, который задает кожная мама, вгоняет его в стресс. Он не успевает! А ведь так хочется, чтобы мама любила, хвалила, понимала, гордилась им! От этого несоответствия ребенок страшно переживает и реагирует на этот стресс своей чувствительной зоной, далее спазм анального сфинктера ведет к запору. Так, детские запоры очень часто имеют психологическую причину.
При этом нужно понимать, что акт дефекации крайне важен для ребенка с анальным вектором, ему важно произвести очищение до конца. Для этого ему нужно время, больше чем другим детям. От того, как он научится очищать свой кишечник, во многом
зависит не только физиология, но и его психосексуальное развитие. Когда ему не мешают, он нормально проходит этот этап и у него формируется стремление к чистоте и умение очищать до идеала, то есть предпосылки к достижению совершенного качества в любом деле, способности к систематизации информации (в смыслах - то же очищение).
Запор, возникающий в ситуации, когда ребенка постоянно подгоняют, приводит к тому, что опорожнение кишечника затрудняется и проходит с болью. Ребенок не хочет испытывать эту боль и начинает откладывать акт дефекации. Оттягивая этот момент, он научается получать положительные эмоции от задержки стула, но возникает ситуация, когда тянуть уже некуда и тогда, преодолевая боль, он получает облегчение.
Длительный запор и дефекация с болью приводят к тому, что у ребенка фиксируется несколько патологических механизмов (они могут быть разной степени выраженности):
• ребенок с анальным вектором превращается в свою противоположность: вместо получения удовольствия от акта очищения он начинает получать удовольствие от противоположного - от задержки «грязного», что в дальнейшем мешает ему состояться как специалисту (нарушена устремленность к чистоте, качеству, идеалу).
• У него возникает болезненная потребность все откладывать на потом, ведь сделать первый шаг - означает для него пройти через нестерпимую боль. Чем более значимое дело ему предстоит сделать, тем более выраженной будет прокрастинация.
• Прохождение через боль и получение затем облегчения, фиксируясь через многократное повторение, задает садистские устремления: чтобы сделать приятно, сначала надо причинить боль. Чем больнее сначала, тем ярче облегчение затем… Боль, которую анальные люди наносят окружающим, может быть физическая и психологическая, и, соответственно, садизм может быть физический или вербальный. Таким образом анальный человек долго терпит, копит все в себе, а потом, делая больно другим, ненадолго сбрасывает напряжение, получает подобие приятного ощущения.
Опять откладываю. И так всю жизнь!
После такого детского опыта у человека с анальным вектором на всю жизнь формируется устойчивая модель поведения. Такие люди становятся нерешительными, боятся не справиться с задачей,
откладывают и затягивают любое дело до последнего. А потом боятся, что другие будут высказывать свое неодобрение, и им будет больно, они будут чувствовать себя виноватыми. Но когда преодолевают свою нерешительность и вину перед другими людьми, то испытывают облегчение.
Они с тревогой ждут любое значимое событие. Ждут, что будет больно, что снова их настигнет плохой опыт. В таком состоянии все события будущего и настоящего кажутся безрадостными, неприятными и болезненными, но, когда эти события проходят, люди с анальным вектором получают некоторое облегчение.
Избавление
Избавится от груза плохого опыта, перестать ждать от жизни боли и чего-то плохого можно осознав свои свойства, свою психику и свой потенциал. Осознание уже приносит первый результат. А дальше мы учимся применять свои лучшие качества, перестаем откладывать дела на потом, уходит чувство вины, и мы начинаем получать хороший опыт.
Читайте один из отзывов:
«Синдром отложенной жизни - тоже мой диагноз. И это прошло. Теперь я знаю-что я хочу, я знаю, что я все это смогу - жаль, что раньше этого не знала. В общем - планов громадьё, еще 2 уровень осенью пройду, вопросов то еще много осталось»
Валерия В., менеджерУзнать больше о свойствах анального вектора, откладывании дел на потом и синдроме отложенной жизни, получить импульс к движению можно уже на бесплатных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана:
http://www.yburlan.ru/training/ Автор Павел Владычин
Статья написана с использованием материалов
онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Читайте также:
Как перестать думать о прошлом, в котором много обид Хочешь стать бизнесменом? А ты мыслишь как Олег Тиньков? Не кричите, пожалуйста. Мне вас трудно игнорировать