Про высказывания протодиакона А. Кураева

Apr 22, 2013 02:31

В последнее время протодиакон Андрей Кураев, к сожалению, принялся очернять имя о. Даниила, что особенно выразилось в известном его постинге. Я хотел бы прокомментировать это.( Read more... )

Leave a comment

antikob April 23 2013, 00:39:11 UTC
Да, никто не будет спорить, что было бы лучше, если бы А.Осипов осознал свои ошибки и публично отрекся бы от своего злочестия. Но сколько уже прошло времени, а "воз и ныне там". И несмотря на то, что множество ученых людей высказывалось в защиту святой православной веры, Осипов остался непоколебимым в своём неправомыслии, и заражает им других. И не одна, и не две, а целый букет ересей внедряется в головы неутвержденных в вере.

И вот после таких мягких "богословских споров" Церковь в глазах иных начинает выглядеть не как столп и утверждение Истины, а как некая дискуссионная площадка, где вообще-то допустим и естественен плюрализм мнений, типа "в частностях - разномыслие, и во всём любовь".

Однако, Вы же сами прекрасно знаете, что отцы говорили о еретиках, колеблющих Церковь, и какими словами они их честили. Вспомните хотя бы прп.Иосифа Волоцкого! Неужели его можно обвинить в плохом знании христианства, или вообще в потакании своим страстям? А ведь через него Господь очистил нашу Церковь от жуткой жидовствующей ереси! Или, может, благодать всё-таки от него отступила? А может благодать отступила от прп.Максима Грека или свт.Феофана Затворника, которые не считали зазорным хулить еретиков, разоряющих Церковь?

На мой взгляд время для увещаний уже прошло - пора приступать к активному противодействию еретикам. Пора, по слову св.Иосифа, "не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку". Иначе Церковь превратится в Содом и Гоморру.

Reply

yurij_maximov April 25 2013, 12:38:54 UTC
Дорогой брат, повторюсь: "Великие святые могли, обличая заблуждающихся, и о персоналиях говорить бесстрастно, но я такого умения не стяжал". Если Вы стяжали, то я ничего не могу сказать об этом, кроме как попросить Ваших святых молитв.

Вести борьбу за чистоту учения Церкви важно и нужно. Но делать это надо так, чтобы душе своей не повредить, чтобы не согрешить при этом перед Богом. Для себя самого я понимаю, что полезно, а что не полезно при этом, и понимание это вынес из опыта, порой горького. Если же другие имеют желание действовать иначе, то они свободны в этом и они лучше знают, что для них полезно и что им в духовном смысле "по плечу", а что нет.

Reply

antikob April 25 2013, 17:56:40 UTC
Хорошо, я понял Вашу позицию. Вы, вероятно, считаете, что "ненавидеть, осуждать, проклинать, и наносить раны" еретикам, в принципе, возможно и допустимо, но только как-то так "бесстрастно" -- так, что (на деле) никто и никогда, скорее всего, в наше время не сможет воспользоваться заветами святых отцов, ибо на деле достигнуть бесстрастия крайне трудно. Удивительный, значит, народ был во времена прп.Иосифа, когда он писал:

Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.

Но у меня только один вопрос, последний: неужели Вы считаете, что прп.Иосиф действительно подразумевал в своих текстах исключительно бесстрастное осуждение и проклятие еретиков?

Reply

yurij_maximov May 6 2013, 12:49:57 UTC
Разумеется, прп. Иосиф не призывал к раздуванию греховной страсти в человеке, поскольку грех отделяет человека от Бога, а это совсем не то, чего хотел прп. Иосиф для православных. Не такая уж большая разница - оказаться в аду из-за ереси или из-за потакания своим греховным страстям. Разумеется, он имел в виду именно бесстрастное осуждение и проклятие еретиков, для него, как монаха, это были вещи очевидные. Полагаю, что и для его читателей это было столь же очевидно. А поскольку позднее это стало уже не столь очевидно, то свт. Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «О прелести» специально указал, что «надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности - безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами».

Reply


Leave a comment

Up