Про высказывания протодиакона А. Кураева

Apr 22, 2013 02:31

В последнее время протодиакон Андрей Кураев, к сожалению, принялся очернять имя о. Даниила, что особенно выразилось в известном его постинге. Я хотел бы прокомментировать это.( Read more... )

Leave a comment

antikob April 22 2013, 21:30:46 UTC
Вот мне стало интересно: Вы как-то очень странно высказались насчёт того, что такой умница Осипов, ножалко, что учит ереси.

Неужели, в таком случае, нам - православным людям - достаточно лишь пожалеть "неразумного", и позволить ему и дальше развращать верных? Неужели Вы не видите различия между каким-нибудь "недалеким" мирянином, который после богослужения в небольшой компании высказывает всякие глупости и суеверия от ветра головы своея, и профессором Духовной академии, который имеет и авторитет, и немалый талант проповедника, и высказывается "как власть имеющий" в немаленькой аудитории? Ну вспомните хотя бы Оригена - тоже умница был, а какие богохульства изрыгал! И не пощадили, и не пожалели его отцы. И анафематствовали даже мертвого! А Вы жалеете еретика, но не хотите пожалеть малых сих, которых соблазняет этот проходимец.

О. Георгий, пришло время поднять вопрос об осуждении и низвержении и Осипова, и Кураева и всей этой гнилостной заразы, которая завелась у нас в Церкви благодаря попустительству священноначалия и многих верных (в том числе и свщмч.Даниила, который почему-то не захотел трогать еретика)! Разве это не христианское дело? Разве Вы, и вообще пастыри, превратились в беззубых и немых псов, не могущие лаять? Вот уж кого, в таком случае, действительно можно пожалеть... А ведь Господь спросит с вас почему Вы не встали на защиту малых Его.

Reply

yurij_maximov April 22 2013, 23:38:36 UTC
Дорогой брат, "наша брань не против крови и плоти" и мы желаем "не победы, но возвращения заблудших братьев". Прп. Исаак Сирин учил: "никого не ненавидь ни за веру, ни за дела его". И неправда, что святые отцы не жалели Оригена. Очень жалели, что такой великий ум впал в ересь. Прп. Викентий, например, писал об этом, и отзывается об уме Оригена намного выше, чем я писал про наших современников. Если говорить о предостережении людей от заблуждений, то здесь я, что могу, то делаю, и не первый год. Если же Вы полагаете, что для борьбы с заблуждениями надо непременно поносить и ненавидеть самих заблуждающихся, то здесь я не могу согласиться с вами. Когда начинается переход на личности - тут же и играют страсти, а согласно авве Дорофею, никакое слово, сказанное по страсти, не угодно Богу, каким бы правильным оно не было. А значит, при внесении страстей в полемику благодать Божия отступит, и вся борьба будет обречена на провал. Великие святые могли, обличая заблуждающихся, и о персоналиях говорить бесстрастно, но я такого умения не стяжал, мне до этого далеко.

А лично я был бы рад гораздо более, если бы А.И. Осипов отказался от учений, противных Православию, чем если бы его "осудили и низвергли".

Reply

antikob April 23 2013, 00:39:11 UTC
Да, никто не будет спорить, что было бы лучше, если бы А.Осипов осознал свои ошибки и публично отрекся бы от своего злочестия. Но сколько уже прошло времени, а "воз и ныне там". И несмотря на то, что множество ученых людей высказывалось в защиту святой православной веры, Осипов остался непоколебимым в своём неправомыслии, и заражает им других. И не одна, и не две, а целый букет ересей внедряется в головы неутвержденных в вере.

И вот после таких мягких "богословских споров" Церковь в глазах иных начинает выглядеть не как столп и утверждение Истины, а как некая дискуссионная площадка, где вообще-то допустим и естественен плюрализм мнений, типа "в частностях - разномыслие, и во всём любовь".

Однако, Вы же сами прекрасно знаете, что отцы говорили о еретиках, колеблющих Церковь, и какими словами они их честили. Вспомните хотя бы прп.Иосифа Волоцкого! Неужели его можно обвинить в плохом знании христианства, или вообще в потакании своим страстям? А ведь через него Господь очистил нашу Церковь от жуткой жидовствующей ереси! Или, может, благодать всё-таки от него отступила? А может благодать отступила от прп.Максима Грека или свт.Феофана Затворника, которые не считали зазорным хулить еретиков, разоряющих Церковь?

На мой взгляд время для увещаний уже прошло - пора приступать к активному противодействию еретикам. Пора, по слову св.Иосифа, "не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку". Иначе Церковь превратится в Содом и Гоморру.

Reply

yurij_maximov April 25 2013, 12:38:54 UTC
Дорогой брат, повторюсь: "Великие святые могли, обличая заблуждающихся, и о персоналиях говорить бесстрастно, но я такого умения не стяжал". Если Вы стяжали, то я ничего не могу сказать об этом, кроме как попросить Ваших святых молитв.

Вести борьбу за чистоту учения Церкви важно и нужно. Но делать это надо так, чтобы душе своей не повредить, чтобы не согрешить при этом перед Богом. Для себя самого я понимаю, что полезно, а что не полезно при этом, и понимание это вынес из опыта, порой горького. Если же другие имеют желание действовать иначе, то они свободны в этом и они лучше знают, что для них полезно и что им в духовном смысле "по плечу", а что нет.

Reply

antikob April 25 2013, 17:56:40 UTC
Хорошо, я понял Вашу позицию. Вы, вероятно, считаете, что "ненавидеть, осуждать, проклинать, и наносить раны" еретикам, в принципе, возможно и допустимо, но только как-то так "бесстрастно" -- так, что (на деле) никто и никогда, скорее всего, в наше время не сможет воспользоваться заветами святых отцов, ибо на деле достигнуть бесстрастия крайне трудно. Удивительный, значит, народ был во времена прп.Иосифа, когда он писал:

Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.

Но у меня только один вопрос, последний: неужели Вы считаете, что прп.Иосиф действительно подразумевал в своих текстах исключительно бесстрастное осуждение и проклятие еретиков?

Reply

yurij_maximov May 6 2013, 12:49:57 UTC
Разумеется, прп. Иосиф не призывал к раздуванию греховной страсти в человеке, поскольку грех отделяет человека от Бога, а это совсем не то, чего хотел прп. Иосиф для православных. Не такая уж большая разница - оказаться в аду из-за ереси или из-за потакания своим греховным страстям. Разумеется, он имел в виду именно бесстрастное осуждение и проклятие еретиков, для него, как монаха, это были вещи очевидные. Полагаю, что и для его читателей это было столь же очевидно. А поскольку позднее это стало уже не столь очевидно, то свт. Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «О прелести» специально указал, что «надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности - безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами».

Reply

alenushka2000 April 24 2013, 07:25:11 UTC
Когда я пытаюсь убедить одну знакомую, что не стоит увлекаться лекциями Осипова, стараюсь ее предостеречь, то слышу такую фразу:"А.И.Осипов - профессор, богослов, а ты кто такая, чтобы о нем судить!"
Если Вы, батюшка, не профессор, то и Вам она скажет то же самое.
Предостерегать мирян от ересей, профессорами насаждаемых, - дело Церкви, и нужно как-то действовать, пока не поздно.

Reply

yurij_maximov April 25 2013, 12:43:21 UTC
Ну вот, прот. Валентин Асмус тоже и профессор и богослов, и тоже критикует Осипова. Это все несерьезно - рассуждать на таком уровне. Кому важна истина, тот смотрит на суть аргументов, а не на имена. А кому истина не важна, того никак не переубедишь, он все будет держаться за свое "я так считаю".

Reply

alenushka2000 April 25 2013, 15:56:49 UTC
К сожалению, среди наших прихожан очень много тех, кто рассуждает на несерьезном уровне.
Постараюсь в следующий раз сослаться на профессора и богослова Валентина Асмуса, который критикует Осипова, но в положительном результате не уверена.
И все-таки, получается, что в одной Церкви на один принципиальный вопрос существуют противоположные мнения. Согласитесь, что позицию Осипова назвать теологуменом сложно. Если следовать в русле всех его модернистских рассуждений, то можно скатиться в ересь, и не каждый человек в силах самостоятельно во всем разобраться - нужно мнение Церкви.

Reply

yurij_maximov May 6 2013, 13:01:59 UTC
Тот, для кого действительно важна истина и тот, кто искренен в своих отношениях с Богом, - того, верю, Господь не попустит впасть в ересь или остаться в ереси, но даже если он по простоте либо излишнему доверию допустит некоторые неправославные мнения, то Господь ему пошлет возможность узнать истину и исправиться.

Если же человеку истина в принципе не интересна и выше для него свое собственное мнение, - такого человеку не то что Вы, но и вселенский собор разубедить не сможет.

Reply


Leave a comment

Up