Город мастеров в Деловом городе

Oct 27, 2017 12:28







Бизнес-центр Ситидел на Земляном валу открылся после ремонта и рестайлинга. В его холле, если поднять глаза выше ресепшна, можно увидеть две самых больших в Москве карты центра города и Кремля. Их высота - три этажа.

6 июня прошлого года мне написал Илья Сажин - архитектор, ведущий рестайлинг Ситидела. Ему понравилась карта «Говорит Москва», и он предложил использовать ее в качестве панно на стене холла.

Я ответил, что лучше сделать новую вещь специально для этой стены. Например, взять за основу карту «Моя Москва» и поменять тему, связав ее с бизнесом.

Надо сказать, я давно собирался сделать карту московских ремесел по названиям улиц и переулков центре: Бронная, Поварская, Староконюшенный, Плотницкий... Сюжет карты для Ситидела родился вместе с названием: «Москва деловая или Город мастеров».



Идею утвердили. Когда стали обсуждать проект подробно, выяснилось, что
в холле есть еще одна стена, на которой тоже хотелось бы что-то изобразить.
А еще имеются коридор нижнего этажа, боковые входы и площадки у лифтов. И везде можно разместить макротипографику.

Для второй стены и дополнительных поверхностей я придумал сделать карту важнейших исторических и культурных памятников, расположенных в районе улицы Казакова и Курского вокзала.

Хотелось, чтоб карта была говорящей, и я решил построить дома из текста - пусть сами о себе рассказывают. Например, усадьба графа А.К. Разумовского (ныне министерство спорта):



Легко сказать - сделаю карту ремесел и расскажу историю старого московского района. Но где найти столько информации? В предыдущих картах я кликал френдов из ЖЖ и фб, и комментов хватало. Но здесь требовался системный, даже научный подход. К счастью, нашелся человек, взявший на себя сбор и систематизацию текстов и картинок.
Дарья Кружкова, спасибо - это было сделано блестяще. Собранного и отфильтрованного материала хватило бы еще на пару карт.

Однако и это было еще не всё. Начав рисовать, я быстро понял, что для иллюстраций нужно найти инструменты и вещи, продукты ремесла, товары московские. Искать, сравнивать, отбирать самое выразительное, проверять соответствие эпохе и месту - и только тогда рисовать. Так на карте появились старинные плотницкие, садовничьи, кузнечные, кожевнические и другие инструменты и приспособления.



На этом фрагменте можно найти отвес каменщика и стремя XV века, пилу и топор плотника XVI, молоток чеканщика XVII и три копейки Петра Алексеевича, еще не императора.

Я рисовал и рисовал, и вдруг увидел, как из названий улиц поднимается старинная, а иногда вовсе средневековая Москва. Ее нет - но она есть, стоит только нарисовать котел в Котельниках, таган на Таганке, колымагу в Колымажном, ерихонку на Бронной, а на Солянке - селедку.

И вот уже пахнет дубленой кожей и печным дымом, ситным и калачами, и   слышны голоса офеней и сбитенщиков, и тонкий визг «Падииииии!» и дробот копыт по мерзлой колее.

Работа над основной картой шла несколько месяцев. Только в конце зимы 2017 «Город мастеров» был показан заказчикам и почти без изменений утвержден.



Конечно, в таком масштабе деталей не разглядеть, но можно оценить объем работы.



Небольшой фрагмент - Садовническая, Кадашевская и Овчинниковская набережные в Замоскворечье. Тоже не очень видно деталей, но стиль читается.



На стене овчинка имеет размер 30х30 см. Таких картинок на карте приблизительно сотня.

Для второй карты - Ситидел и окрестности- я поменял масштаб. С уровня улиц и слобод перешел на уровень домов и усадеб. Первоначальный план был сделать на второй стене карту всего района, а потом разобрать ее на фрагменты и разместить их по всем остальным локациям.

Сложность была в том, чтобы компактно, без пролысин, разместить на квадратном поле достопримечательности, в реальности разбросанные скорее треугольником - от угла Старой Басманной на западе к стыку улиц Казакова и Радио на севере и Сыромятнической слободе юго-восточнее Курского вокзала. Пришлось упаковывать домики как вещи в чемодан. Картографическая правда, конечно, пострадала, зато плотность и выразительность повысились.



Ситидел расположен «на восточном берегу» Садового кольца. Вся его округа - с боков и за спиной. Если смотреть на обычную карту, Садовое здесь должно идти сверху вниз. Как сделать, чтобы бизнес-центр занял самое важное место? Повернуть розу ветров! В таком ракурсе точка «Мы здесь» расположена ближе всего к наблюдателю. Стоя перед картой, он легко представит район вокруг.

Эта карта - визуально-вербальный объект. Ее можно и смотреть, и читать. Сочиняя свои слова и переписывая тексты источников, старался, чтобы они сложились в единый рассказ о районе.

К сожалению, заказчику моя карта показалась тяжеловатой. Хм. По-моему, она ажурная? Мы договорились, что ее детали будут использованы в других местах, а на эту стену нужно что-то другое. Тем временем сроки стали подпирать, а еще один сюжет упорно не шел в голову.

На счастье, на карте «Моя Москва» нашелся детально прорисованный Кремль. После небольшой переработки панно было согласовано. Хозяин барин, подумал мой внутренний ремесленник. С другой стороны, когда еще показать в приличном масштабе любовно отрисованные башенки и соборы?



И тут деталей не видать. Левша делал - без мелкоскопа не обойтись. Или пойти в Ситидел - там семь на восемь метров.

Нарезать карту кусочками было просто - она с самого начала рисовалась как конструктор.

Ниже - детали карты, использованные в коридорах и лифтовых холлах.



Одна из стен нижнего коридора. В пустотах - дверь и зона релаксации.



















Пока я ковырялся со своими картами, стремительный Peter Bankov расписал великолепным стрит-артом Гоголь-центр. Забавно: два очень идеологически близких произведения макротипографики появились независимо друг от друга в зданиях, стоящих почти стена в стену.

Сдача оригиналов закончилась в мае - и наступила долгая пауза. Я уже засомневался, будет ли проект реализован, как вдруг в начале октября позвонил Илья Сажин и срочно позвал прикидывать карты на стенку через проектор. Прикинули. Понравилось. И в удивительно короткие сроки карты оказались на месте! Это была просто фантастика. Не было - есть!

Монтаж объекта:



Готово!





Под Кремлем - коридор с картинками.





Речка Яуза, славная своими извивами...



...огибает угол коридора.



Высота картинок от пола до потолка 2,5 м.



Мой город внутри города зажил нормальной жизнью.

Подготовка к презентации:



Увы, мед-пива выпить не удалось: я сейчас в 3000 км от Москвы.

Заказчики оказались настолько любезны, что организовали небольшую выставку моих работ неподалеку от больших карт. Никак не думал, что первое публичное представление живописи публике будет таким торжественным.



Рождение джинна на входе в холл



На Тютчев-рэпе не высохла краска. В результате ходу транспортировки появилась драматическая бенг-бенг клякса. Мне кажется, так даже лучше.



Охотничья песня в интерьере

Будете в районе Курского - заходите в большой красивый стеклянный дом, похожий на дворец. Там можно совершенно бесплатно и даже без пропуска поглядеть на две самых масштабных карты в Москве.

А заодно первыми увидеть живопись того же автора среди цветов, как если бы она внезапно забежала в пейзаж Руссо таможенника.

Илья и Ситидел - спасибо за великолепный заказ! Это было офигенно.

PS. Когда вернусь в Москву, из печати выйдет новая карта «Город мастеров» - переложение макротипографики в листовой формат. Думаю, это будет бомба-подарок к новому году.

Следите за развитием событий.

#ятестируюновыйредактор, иллюстрация, карта, заслуживает пристального внимания, Говорит Москва, выставка, Сделано на заказ, Москва, макротипографика, отчёт, типографика, буквы, живопись, шрифт, картинки, Моя Москва

Previous post Next post
Up