Книжка «Язык композиции» никак не отпускает.
Вот и сегодня утром топчутся идеи про связи и сходства в разных искусствах.
А еще, начав писать маслом, кручу все время одну строчку Мандельштама, из стихотворения про жирную живопись.
Она точно объясняет словами то, что делаю мастихином.
Стихотворение известное, но не из самых важных - «Импрессионизм»:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
И так далее Начало прямо ироническое: почти как «изобрази еще нам, марьиванна» или «Пускай художник-паразит // Другой пейзаж изобразит» - почему? Потому что художника будет много. Его присутствие, лихость, небрежный артистизм обязательны. [авангардный театр, даже балет, даже подиум; Климт в рясе что Маяковский в блузе]
Я мало смыслю в музыке, но «Глубокий обморок сирени» про тишину, паузу, отсутствие звука в тени перед…
«И красок звучные ступени» - мазки Моне не случайно похожи на клавиши. Вступает фортепьяно - сразу мощно, с нажимом. Фортепьяно потому, что звук ударный, не тянущийся - мазки сменяются мазками, как аккорды. Там дальше вспыхнет смычок - и потухнет, как спичка, но это в следующей теневой паузе. А тут солнце. [музыка-живопись, темные очки]
«На холст, как струпья, положил» - а вот и собственно живопись. Переброс из звуковой фазы в визуальную и тактильную: теплый грубый холст, краска то ли корочкой на ране, то ли безе на пирожном. Дальше по тексту повара на кухне готовят жирных голубей - нет более застольной живописи, чем импессионизм. [живопись, кулинария и вино, вино не забудьте охладить]
Четыре строчки включают слух, зрение, вкусовые рецепторы и естественно, чувство текста как формы.
Но когда начинаю месить на холсте мастихином, повторяю не эти, остронаправленные, а прямо за ними идущую:
Он понял масла густоту
______________________
он понял масла густоту
он понял масла густоту
он понял масла густоту
он понял масла густоту
он понял масла густоту
Больше ничего не нужно, чтобы намазывать один живописный бутерброд за другим.
Картинка наверху - из «Малого цветного алфавита»: B - брауни.
Холст масло мастихин 30×30 см. Еще не высохла, потому без подписи.