Язык композиции. Простейший опыт многоуровневого произведения

Feb 21, 2017 12:01

Постмодернистское высказывание, как правило, многослойно. Помимо прямого смысла оно включает цитаты, игру слов, пародию и автопародию, и так далее. То есть перемещает фокус внимания с содержания вещи на процесс её усвоения, игру намеками, любование прозрачностью слоёв.
Кажется, такую лейерность можно создать только соответствующими по сложности приёмами. Но вот нет: приём может быть простым до примитивности, а высказывание - неожиданно многовариантным.

Вот скриншот моего поста в фейсбуке:



Всё элементарно - придумался дурацкий стишок, выложен спроста?

Но давайте считать слои.

1. Квазицитата из некого произведения XIX века: «Все мысли в голове его смешались», то есть герой перестал понимать, что происходит.
2. Иронический эффект от двусмысленности слова «мешались»: непонятно, смешались мысли или просто мешали.
3. Двойной, циклический эффект от повторения двусмысленного слова «мешались» - оба раза непонятно, в каком смысле употреблено слово. Оно начинает отзеркаливать само себя, каждый раз предлагая выбор из двух значений. То ли герой микширует мысли в попытке сделать из них коктейль, то ли никак не избавится от них.
4. Непонятен тон высказывания: он раздраженный или восторженный? Возможны оба варианта. Опущенные знаки препинания усиливают двусмысленность.
5. В посте двустишие завернуто в предисловие и послесловие. Сначала оно предъявлено как опыт, словесный эксперимент.
6. Потом выясняется, что автор пытается таким образом избавиться от назойливой фразы, засевшей в мозгу.
7. Последняя фраза поста обнаруживает намерение автора запустить в сеть мелкий досадный текстовый вирус, которым неминуемо заразится каждый прочитавший.
8. Всё это вместе, от заключенного в стишке цикла двусмысленностей до упаковки поста, предъявляется проницательному читателю как цельное постмодернистское высказывание.
9. Наконец, «полное разоблачение магии» в этой главке «Языка композиции» тоже можно считать продолжением удвоения смыслов.

Как видите, для создания многослойного контекста необязательно прибегать к сложным приёмам.
Достаточно всё время умножать на два.

игра, стихи, анализ, язык композиции, опыты

Previous post Next post
Up