Лучший вид на пирамиду спереди. Или сбоку? А вообще, где у ней бок, где перёд? Ну - лучший вид с грани, чтоб ребер не видать.
Кто несогласен, может смотреть с угла и наслаждаться учебником геометрии. Спереди же учебник оказывается посрамлен: происходит чудо редукции. Объемное нагло становится плоским, и даже бинокулярное зрение не помогает. Это плоско уходящее в небо тело и есть культовое египетское сооружение.
И хватит об этом.
Ищу в Гугле "parthenon". Нахожу.
Большая часть картинок снята в три четверти и как бы присев. Почему?
В отличие от пирамиды, у Парфенона имеется фронт и тыл. Мало того, есть вход! Он, вы не поверите, с фронтальной стороны.
Так значит, лучшая точка для созерцания храма совоокой копьеносицы - прямо по центру спереди?
Хм.
Зайдя с торца, видим довольно приземистый склад о восьми колоннах.
Ну, ладно, не склад. Домик с крышей. Конечно, колонны красивые, полнотелые. Но пропорции здания не очень впечатляют.
Для сравнения - два других домика с крышей и восемью колоннами.
У Пантеона и колонны повыше, и крыша покруче, и ордер покоринфистей. Осанистая вещь, спасибо М. Агриппе.
Большой, вроде бы, прямо с Парфенона перечертили. Но чтоб не казался маленьким, сверху пристроили еще домик с крышей.
Ну, и колонны все ж не дорические, а ионийские. Богаче оформлено сооружение.
Надеюсь, вы убедились, что если не прикрываться Фидием, спереди Парфенон типичная муниципальная постройка в городе областного значения. С очень красивыми статуями (Фидий, судя по всему, осваивал городской бюджет примерно как Зураб: архитектура без статуй - деньги на ветер).
Да он ведь, кажется, длинный? Может, зайти сбоку?
Настоящий Парфенон сбоку сильно подпорчен. Хорошо, что есть улучшенная копия в городе Нэшвилл, штат Теннесси.
Смотрим.
Согласитесь, на редкость унылое зрелище.
Колонны, колонны - сколько их там? - раз, два, три... семнадцать?! Почему столько?
А какая, собственно, разница, почему. Разве это архитектура? Пошли отсюда.
Зайдем с угла, что ли?
Знаете, когда вижу Парфенон примерно с этого ракурса, у меня всегда перехватывает дыхание.
Ну как же так? Только что был нэшвилльский колхозный рынок - и вдруг.
Длинный? Низкий? Идеальный. Чудо.
Мне кажется, все дело в том, что на Парфенон лучше всего смотреть в три четверти снизу.
Или издалека.
Или совсем издали.
Трехчетвертной ракурс скрадыват длину. Колонны тают в воздушной перспективе и делают здание невесомым. Низкий угол обзора (особенно вблизи) усиливает вертикальное движение. В Нэшвилле Парфенон поставили на лужайке - и он приплюснулся, как будто упал с табуретки.
Говоря типографическим языком, срабатывают оптические компенсаторы.
Но самое главное - смотреть на Парфенон в движении.
Это антипирамида. Там полная статика - здесь танец.
Ведь на самом деле Парфенон - это хоровод колонн. Это процессия девушек, такая же,
как на фризе:
Вывод из проделанного выше анализа для меня довольно неожиданный.
Несмотря на свою псевдокоробчатость, Парфенон такой же круглый, как круглая скульптура.
И воспринимать его следует в ракурсе и в движении. Согласны?
В следующем выпуске: полкартины грязного потолка или гофмаршал, облизанный светом (догадайтесь, о чем пойдет речь).
Следите за развитием.
PS. То, что я сейчас публикую - разбег перед началом работы над книгой. Прежде чем переходить к собственным композиционным приемам, я разминаюсь, анализируя самую набившую оскомину классику в надежде найти в ней нечто новое.