...это вроде наш амбар, но с колоннами, или круглый Парфенон

Mar 08, 2013 12:41

Лучший вид на пирамиду спереди.

Или сбоку? А вообще, где у ней бок, где перёд? Ну - лучший вид с грани, чтоб ребер не видать.

Кто несогласен, может смотреть с угла и наслаждаться учебником геометрии. Спереди же учебник оказывается посрамлен: происходит чудо редукции. Объемное нагло становится плоским, и даже бинокулярное зрение не помогает. Это плоско уходящее в небо тело и есть культовое египетское сооружение.



И хватит об этом.


Ищу в Гугле "parthenon". Нахожу.

Большая часть картинок снята в три четверти и как бы присев. Почему?




В отличие от пирамиды, у Парфенона имеется фронт и тыл. Мало того, есть вход! Он, вы не поверите, с фронтальной стороны.
Так значит, лучшая точка для созерцания храма совоокой копьеносицы - прямо по центру спереди?

Хм.
Зайдя с торца, видим довольно приземистый склад о восьми колоннах.







Ну, ладно, не склад. Домик с крышей. Конечно, колонны красивые, полнотелые. Но пропорции здания не очень впечатляют.

Для сравнения - два других домика с крышей и восемью колоннами.

У Пантеона и колонны повыше, и крыша покруче, и ордер покоринфистей. Осанистая вещь, спасибо М. Агриппе.




Большой, вроде бы, прямо с Парфенона перечертили. Но чтоб не казался маленьким, сверху пристроили еще домик с крышей.
Ну, и колонны все ж не дорические, а ионийские. Богаче оформлено сооружение.




Надеюсь, вы убедились, что если не прикрываться Фидием, спереди Парфенон типичная муниципальная постройка в городе областного значения. С очень красивыми статуями (Фидий, судя по всему, осваивал городской бюджет примерно как Зураб: архитектура без статуй - деньги на ветер).

Да он ведь, кажется, длинный? Может, зайти сбоку?

Настоящий Парфенон сбоку сильно подпорчен. Хорошо, что есть улучшенная копия в городе Нэшвилл, штат Теннесси.

Смотрим.




Согласитесь, на редкость унылое зрелище.
Колонны, колонны - сколько их там? - раз, два, три... семнадцать?! Почему столько?
А какая, собственно, разница, почему. Разве это архитектура? Пошли отсюда.

Зайдем с угла, что ли?




Знаете, когда вижу Парфенон примерно с этого ракурса, у меня всегда перехватывает дыхание.

Ну как же так? Только что был нэшвилльский колхозный рынок - и вдруг.

Длинный? Низкий? Идеальный. Чудо.

Мне кажется, все дело в том, что на Парфенон лучше всего смотреть в три четверти снизу.

Или издалека.




Или совсем издали.




Трехчетвертной ракурс скрадыват длину. Колонны тают в воздушной перспективе и делают здание невесомым. Низкий угол обзора (особенно вблизи) усиливает вертикальное движение. В Нэшвилле Парфенон поставили на лужайке - и он приплюснулся, как будто упал с табуретки.

Говоря типографическим языком, срабатывают оптические компенсаторы.

Но самое главное - смотреть на Парфенон в движении.
Это антипирамида. Там полная статика - здесь танец.

Ведь на самом деле Парфенон - это хоровод колонн. Это процессия девушек, такая же, как на фризе:



Вывод из проделанного выше анализа для меня довольно неожиданный.
Несмотря на свою псевдокоробчатость, Парфенон такой же круглый, как круглая скульптура.
И воспринимать его следует в ракурсе и в движении. Согласны?

В следующем выпуске: полкартины грязного потолка или гофмаршал, облизанный светом (догадайтесь, о чем пойдет речь).
Следите за развитием.

PS. То, что я сейчас публикую - разбег перед началом работы над книгой. Прежде чем переходить к собственным композиционным приемам, я разминаюсь, анализируя самую набившую оскомину классику в надежде найти в ней нечто новое.

картинки для разговора, язык композиции, книга

Previous post Next post
Up