Два дня пробовал новый шрифтовой редактор - Робофонт, созданный голландцем Фредериком Берлаеном.
Сравнивал, естественно, с ФонтЛабом.
Робофонт позиционируется как «UFO-центр». Программа предназначена, прежде всего, для векторного редактирования и работы с метриками. Кернинг предлагается делать при помощи Метрикс Машин, операции с большими семьями, судя по всему, оставлены на Суперполятор. Видимо, Робофонт отслеживает, какие UFO-программы установлены на компьютере, и выносит их в меню.
У меня нашлись триал-версии МетриксМашин и Глифс. МетриксМашин, как выяснилось, просроченная, так что были доступны только базовые операции с кернингом.
Подробно рассказывать о работе программы как-то не хочется: я не нашел в векторном редакторе, метриках и кернинг-эдиторе ничего более продвинутого, чем в фонтлабовских. Скорее наоборот: интерфейс ФонтЛаба более гибкий, лучше настраивается и позволяет работать с существенно большей скоростью. К тому же, в отличие от чистенького Глифса, интерфейс Робофонта сделан достаточно грубо. Посмотрите хотя бы на эти розовые точки.
Инструментов векторного редактирования немного, они похожи на соответствующие в ФонтЛабе.
Правая кнопка - единственная боулеанова операция Remove overlap.
Программа имеет более продвинутый, чем в ФонтЛабе, инструмент измерения.
Однако, его невозможно использовать через модификатор, как в ФонтЛабе (на Command+Control, Command+Control+Shift), то есть, чтобы померить, приходится останавливаться, переключать инструмент, потом возвращаться обратно. А измерение не исчезает, но продолжает висеть до тех пор, пока снова не возьмешь линейку и не кликнешь.
На мой взгляд, очень неловкое решение, полезное только при серьезных расчетах, но не в быстрой работе. И уж совсем странно, что все передвижения точек привязаны к стандартной сетке, а линейка измеряет не в целых числах, даже если проводишь по вертикали от одной точки до другой.
Это только один пример. Таких набирается множество практически для каждого инструмента. Эти мелочи можно было бы простить, если бы программа предлагала какие-то существенные плюсы в работе в сравнении с ФонтЛабом. Возможно, они есть, но мне пока не попались.
Да, можно объединять глифы в сеты и потом вызывать их в один клик из бокового меню (см. картинку с окном Фонт).
Можно создать систему групп для МетриксМашин, не выходя из Робофонта.
Лучше, чем в ФонтЛабе, решена система маркировки глифов (если ее настроить).
Таких приятных мелочей тоже достаточно, но в целом, на мой вкус, программа смотрится менее удобной, чем ФонтЛаб, и не предлагает принципиальных изменений в технологии.
Отдельно хочу сказать о цене лицензии. 400€ - не дешево. ФонтЛаб Студио 5 стоит $649 (486€), но за эти деньги пользователь получает существенно больше. Например, достаточно продвинутую работу с кернингом. Если же добавить к Робофонту МетриксМашин за $500, то ФонтЛаб становится просто дешевым инструментом. Кстати, никто не мешает прикупить МетриксМашин в пару к ФонтЛабу. Они не так хорошо интегрированы, как с Робофонтом, но пользоваться можно.
В общем, первое впечатление от нового конкурента ФонтЛаба не слишком сильное. Вот если все Pithon-based программы собрать в один пакет, да продавать за конкурентную цену - тогда имело бы смысл подумать о переходе на другую платформу. Сейчас мы имеем вселенную заплаток, не объединенных ничем, кроме общего формата и взаимных симпатий разработчиков.
А еще я надеюсь, что выход Робофонта подгонит ребят из компании Fontlab. И они выпустят, наконец, следующую версию своего флагшипа, глядя на которую конкуренты будут только завистливо цокать языками :)