Originally published at
Юрьев-Польский. Please leave any
comments there.
Альтернативная церковь
Несогласному христианину в России податься некуда. 17 мая 2007 года был торжественно подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). Долгожданное объединение готовилось в течение ряда лет. Правда, РПЦЗ ставила определенные условия. Главные из них: отказ от «сергианства» (т. е. соглашательской с безбожным государством политики), отказ от экуменизма, канонизация императора Николая II, почитание новомучеников, т. е. православных, пострадавших от советской власти, и, наконец, покаяние. Что-то было выполнено полностью, что-то частично. Конечно, не только и не столько из-за требований РПЦЗ - просто пришли другие времена. Политика же РПЦ МП по-прежнему осталась «соглашательской с государством». Не идет речи о выходе из Всемирного Совета Церквей, покаянии иерархии в сотрудничестве с безбожной властью. А в самой РПЦЗ в 2001 году произошел раскол. Ярый противник сближения митрополит Виталий (Устинов) не признал своего смещения и первосвятительства преемника Лавра (Шкурлы). Последний в 2007 году никаких требований Московской Патриархии уже не предъявил, и две трети РПЦЗ присоединились к «Москве» без всяких условий. В оставшейся части стали множиться расколы. Образовавшаяся в 2001 году церковь Виталия (почил в 2006 году) сама стала «дробиться», и сейчас в этих осколках разобраться непросто.
В годы гонений, перестройки, новой смуты многие верующие, особенно из наиболее образованных слоев общества, искали «чистоты» Церкви. Взоры большей частью обращались в сторону РПЦЗ, как бы себя ничем не запятнавшей (вопрос, конечно, дискуссионный, но сейчас не об этом). С начала 90-х, когда «зарубежники» стали образовывать приходы и даже епархии на исторической родине, начался переход духовенства и мирян под их юрисдикцию. Причем не только батюшек, ищущих истины, но и не самых достойных. Если не ошибаюсь, митрополит Кирилл (нынешний Патриарх) высказался тогда по этому поводу, что РПЦЗ становится «сточной канавой», образованной поругавшимися со своими архиереями и скомпрометировавшими себя священниками. После объединения случилось так, что «беженцы» были восстановлены в правах и в «нашей» церкви. А как сейчас?
Давайте-ка поищем более «чистую» и истинную Церковь среди «альтернативных». Благо их немало. Вспоминается высказывание Глеба Якунина: «Я без Церкви не останусь». Стоит, однако, вспомнить, что не всякая организация, даже юридически именующая себя Церковью, таковой является. Среди необходимых условий - преемство епископата от Апостолов, признание мировым Православием.
Посмотрим на примере известных личностей, куда могут привести поиски. Начнем, пожалуй, с того же Глеба Якунина. Выдающийся правозащитник выбрал путь священства под влиянием о. Александра Меня. Стал известен после того, как вместе с о. Николаем Эшлиманом в 1965 году обратился с открытым письмом к Патриарху Алексию I, где говорилось о подавлении органами государственной власти прав и свобод верующих в СССР. В числе прочих письмо одобрил митрополит Сурожский Антоний (Блум). Копии были посланы Косыгину и Подгорному и генпрокурору Руденко. После чего последовали запрет в священнослужении, арест, тюрьмы, ссылки, затем защита со стороны мирового общественного мнения. Далее восстановление в правах, реабилитация. Духовное начальство вынуждено было восстановить его в священнослужении и дать приход под Щелковом (когда Якунин пригрозил, что в противном случае ему «развяжут руки»). Последовали годы политической активности о. Глеба, в том числе в звании депутата в российском парламенте. Лишен сана в 1993 году за отказ подчиниться требованию Синода о неучастии православных клириков в выборах. В 1997 отлучен от РПЦ МП за «бесчинное ношение священнической одежды». До этого принят в сане в Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), после чего перешел в Русскую Истинную (Катакомбную), затем стал «протопресвитером» Апостольской Православной Церкви. Учреждена эта организация в 2000 году в Москве группой епископов Катакомбной Церкви. Общины имеет в Москве, Питере, ряде российских городов, Украине, Белоруссии, Швейцарии, Германии, Литве. С Апостольной церковью связано имя еще одного известного человека, священника Якова Кротова - между прочим, духовника Валерии Ильиничны Новодворской. О. Яков известен как публицист, автор статей в «перестроечных» изданиях, автор и ведущий передачи на радио «Свобода», историк Церкви и цивилизаций, окончивший истфак МГУ. Рукоположен в 2002 году епископом Виталием. В 2007 году вышел из клира этой церкви в связи с «нарушением в ней соборности». Руководство ее тайно разрешило епископам жениться. Архиепископ Игорь Исиченко принял Кротова в число священников Харьковско-Полтавской епархии еще одной, Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Яков Кротов подвергся серьезной критике со стороны сектоведа А. Дворкина и диакона А. Кураева, которые священником его не считают и подвергают критике публикации, в частности, за такие фразы: «зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народа».
Как говорится в документах Апостольской церкви, она «имеет преемство от УАПЦ через митрополита Стефана Линицкого». Интересна история «первоиерарха». Служил себе на Житомирской кафедре епископ Иоанн (Боднарчук). Вдруг в 1989 году выяснилось, что он самый тяжелобольной человек в мире. И чтобы он не «умер наглой смертью», Патриарх Пимен должен был, по мнению Иоанна, перевести его куда-нибудь в Закарпатский регион. Решение Пимена было следующим: «Епархии не выбирают, и даются они архипастырю не для поддержания здоровья. Следует положить душу свою за овцы своя». Вместо положения души Иоанн представил справки и фото «в обнаженном виде», после чего был отправлен на покой с предоставлением персональной пенсии (думаем, для одинокого монаха весьма надежным источником материального достатка - о такой пенсии вряд ли могут мечтать рядовые семейные священники). Это было 13 сентября, а уже 18 Иоанн заявил, что совершенно здоров, и просил возвратить на кафедру. После чего учинил раскол, провозгласив уже себя «первоиерархом». Затем последовали и другие антиканонические действия и лишение сана Синодом. Но Иоанн уже идет на объединение с находящимся за океаном главой тамошней УАПЦ Мстиславом (Скрыпником), племянником Петлюры. Далее цепь событий, в том числе служение вместе с католическими епископами, исключение из УАПЦ и др… В 1994 году Иоанн погиб в ДТП.
А к кому примкнул после 50 лет служения в РПЦ МП, например, бывший духовник, благочинный Муромского округа, магистр богословия, митрофорный протоиерей Николай Стройков? В 2004 году он вышел в заштат, в 2010 принят в клир архиепископа Славянского и Южно-Российского Виктора (Пивоварова). Этот владыка образовал еще одну ветвь «зарубежной церкви». Но в 2009 году за проповедь «православного социализма» и «православного сталинизма» был предан анафеме…
О. Николай Стройков, между прочим, активно выступил в прошлом году против превращения дня памяти св. Петра и Февронии Муромских в светское мероприятие с концертами и гуляньями. Возможно, это была последняя капля, после понесенных за полвека обид, компромиссов и унижений - что от светской власти, что от церковной…
А бороться «за чистоту», думаю, можно и внутри РПЦ МП, если занимать более активную и принципиальную жизненную позицию и понимать, что Церковь - это не собственность архиерейской корпорации и даже Патриарха, а прежде всего церковный народ от «древних веков» и доныне, над которым только один глава - Христос.
Автор: Мария Павлова