В августе 1937 года командир 5-го кавалерийского корпуса Константин Константинович Рокоссовский был арестован по ложному доносу. Два с половиной года провёл под следствием, но в марте 1940 года был освобожден в связи с прекращением дела. В ноябре 1940 года Рокоссовский получил назначение на должность командира 9-го механизированного корпуса, который предстояло сформировать на Украине. Командуя этим корпусом, он и встретил войну. Жену и дочь эвакуировали из Киева в Новосибирск.
П.И. Трояновский, который в годы войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», в своей книге «На восьми фронтах» рассказывает о жене Рокоссовского.
«...В октябре 1941 года семья Константина Константиновича, тогда еще командующего 16-й армией, была временно эвакуирована в Новосибирск. Местные органы, ведающие распределением трудовых ресурсов, направили Юлию Петровну Рокоссовскую в госпиталь. Там ей предложили работать прачкой.
Месяца через два начальнику госпиталя попалось личное дело Ю. П. Рокоссовской. Он вызвал к себе Юлию Петровну и спросил:
- У вас в анкете сказано, что ваш муж, Рокоссовский, находится на фронте.
- Да, он на фронте,- подтвердила Юлия Петровна.
- А это не тот ли генерал Рокоссовский, армия которого отличилась при обороне Москвы?
- Мой муж командует шестнадцатой армией, которая действительно обороняла Москву.
- Так вы являетесь женой Константина Константиновича Рокоссовского?
- Да.
- А что же вы об этом никому не сказали?
- Меня не спрашивали.
Полковник снова начал просматривать личное дело.
- «Владею французским, английским, польским и немецким языками»,- прочитал он.- А кто же вас поставил прачкой?
- Я горжусь тем, что в меру своих сил и возможностей помогаю нашей Красной Армии в тяжелые для страны дни! - с достоинством ответила Рокоссовская.
- Это правильно. Но знаете, как многие военные училища нуждаются в преподавателях иностранных языков?
Юлия Петровна пожала плечами. А утром ее вызвали в военкомат и дали направление на работу в училище...
И еще одна деталь: дочь К. К. Рокоссовского Ада, оказывается, после окончания специальных курсов находилась в тылу врага, у партизан.
Я написал репортаж и показал его Константину Константиновичу. Попросил прочитать. Командующий по ходу дела внес несколько добавлений и поправок. Так, в абзаце об участии в гражданской войне дописал: «В 1918 году вступил в ряды большевистской партии». В том месте, где рассказывалось, что одно время Г. К. Жуков командовал полком в дивизии, которую возглавлял Рокоссовский, прибавил: «А теперь сам учится у маршала военному искусству и науке побеждать врага». Слова «видный советский полководец» заменил на «один из советских полководцев». Вычеркнул слова «любимец армии и народа».
В этом был весь он, Константин Константинович Рокоссовский».