Сталин глазами современников

Dec 12, 2020 23:23

Е.С. Катукова - супруга известного военачальника времён Отечественной войны ещё в 1989 году написала воспоминания о своём времени и о тех людях, с которыми ей приходилось встречаться на своём жизненном пути. В предисловии к своей книге она написала: «Сейчас мы переживаем очень трудное и сложное время. Страна тяжело больна, и создается впечатление, что прошлое советское время надо только ругать, что этот период нашей Истории можно описать только в черном цвете. Это не так…
Убеждена, что все, что против правды, будет уничтожено только самой правдой. Жизнь - это не только то, что мы знаем о настоящем, жизнь - это то, что мы знаем о прошлом. Человека можно уничтожить, но это не значит, что он перестанет существовать. Из людской памяти никто не в силах вычеркнуть имена, лица, судьбы. К памяти нет доступа никакой власти».
Здесь помещены её воспоминания о Сталине.
«Моя жизнь сложилась так, что мне пришлось близко видеть, слышать, принимать у себя дома многих государственных деятелей нашей страны. Какими я запомнила их?
ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН.

Будучи еще молодой и работая в аппарате ЦК ВКП(б), я несколько раз лично встречала в коридоре И. В. Сталина. Он первый здоровался со мной, говорил: «Здравствуйте, товарищ!» - и, улыбаясь, проходил мимо. Он, наверное, так и не узнал, кто я, а у меня после такой встречи был на душе праздник и целый день работалось весело.
Товарищи из аппарата ЦК, знавшие товарища Сталина, говорили о его необычайной работоспособности, энергии, умении входить в курс любого вопроса. Когда Сталин занимался какими-либо проблемами, он их изучал досконально. Это был деятельный, живой человек. Говорил спокойно, рассудительно и, принимая решения, никогда не забывал проверить, проконтролировать их исполнение. Все удивлялись его феноменальной памяти. Говорили, что Сталин любил вглядываться в лица людей, в разговоре всегда искал возможность узнать чувства и мысли своего собеседника. Каждая встреча давала ему пищу для размышлений, возможность думать. Создавалось впечатление, что из каждого, даже самого короткого, разговора, он узнавал что-то новое... У Сталина было умение говорить, глядя в глаза слушателям. Он знал, о чем говорил, знал, чего требовал. Он умел признавать ошибки и исправлять их. Был очень дисциплинированным и всегда подчинялся коллективному решению.
Подвиг одних только пятилеток того времени дает право И. В. Сталину быть великим. Страна стала сильной, могучей. Исчезла безработица.

И. В. Сталин был прост. Рассказ Михаила Ефимовича об одной из встреч с Иосифом Виссарионовичем помню особенно хорошо. И. В. Сталин разговаривал с Михаилом Ефимовичем о танках, о применении их в бою. Чувствовалось, что он хорошо изучил вопрос, и с ним легко было вести беседу. Михаил Ефимович говорил нам потом, что во многом не соглашался с товарищем Сталиным, спорил с ним, отстаивал свое мнение специалиста.
Сталин умел выслушать и уважал мнение другого.
Уже после войны у нас дома в Дрездене бывало много очень интересных людей. Были нашими гостями известный кинорежиссер Александр Григорьевич Александров и знаменитая актриса Любовь Петровна Орлова. Они рассказывали, что после поездки в США и посещения Голливуда были на приеме у товарища Сталина и он беседовал с ними о кино и театре. Любовь Петровна и Александр Григорьевич говорили, что Сталин производил впечатление человека, хорошо знающего профессию кинорежиссера и артиста.
Слышала я впечатления от встреч со Сталиным и от других людей: министра металлургической промышленности Ивана Федоровича Тевосяна, генерала армии начальника тыла МО СССР Андрея Васильевича Хрулева, генерала армии Алексея Иннокентьевича Антонова, маршалов Александра Михайловича Василевского, Якова Николаевича Федоренко. Эти товарищи встречались со Сталиным ежедневно, а иногда и по нескольку раз вдень. Разные по профессии, по темпераменту, по характеру, все эти люди говорили, что И. В. Сталин очень хорошо разбирался во всем, о чем беседовал с ними. Его замечания, высказывания были на самом высоком профессиональном уровне, предложения, советы, решения - логичны и правильны. А уж если решение принималось, то оно всегда выполнялось, и нельзя было не выполнить его распоряжения.
Моя портниха Вера Илларионовна Роземашвили тоже много знала о жизни И. В. Сталина. Ее отец был поваром у т. Сталина. Она рассказывала, что в жизни, в быту Сталин был скромен и нетребователен. Не был капризен. С простыми людьми, которые его обслуживали, всегда был вежлив и уважителен.

Неизгладимое впечатление оставил у меня прием в Кремле в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Были приглашены командующие фронтами, армиями, командиры дивизий, полков, входящих в состав фронтов, министры, общественные деятели, ученые, артисты, писатели, поэты.
У нас с Михаилом Ефимовичем были места №№ 11 и 12 за столом № 10, который стоял в центре, недалеко от главного стола, где находились товарищ Сталин, члены Политбюро и правительства. Нам было все хорошо видно и слышно.
Каждый командующий фронта подходил к главному столу, где находился И. В. Сталин, провозгласить здравицу за Победу и здоровье всех участников. М. Е. Катуков представился Сталину:
- Командующий Первой гвардейской Краснознаменной танковой армии генерал-полковник Катуков. И товарищ Сталин сказал:
- Товарищ Катуков, мы с Вами давно знаем друг друга. За ваше здоровье! И успехов Вам на благо нашей Родины!

Глубочайшие раздумья вызывает у меня то, что публикуется сейчас о 1937 годе. Печатаются подлинные материалы...
За многие преследования в тот период нет Сталину прощения, но возлагать всю вину только на Сталина, делать только его одного главным злодеем... Сейчас уже пишут, что только Сталин виноват в том, что была война и погибло 50 миллионов человек... Пишут, что он чуть ли не приятель Гитлера.
Я, лично пережившая 1937 год, не могу с этим согласиться. Будучи в Бутырской тюрьме, я не раз наблюдала, как возвратившиеся с допроса впадали в истерику и громко кричали, что сегодня снова донесли на невинных. «Врагов народа» делали и сами заключенные. Они доносили на такого-то или на такую-то, и шли аресты. Эти новые «враги народа» тоже доносили. Так множились ряды. Мне могут возразить, что это из-за допросов, страха. Но ведь не все же доносили, не все не выдерживали и «ломались».
Борис Львович Банников - нарком боеприпасов - опубликовал «Записки наркома», в которых ни слова вымысла. Борис Львович пишет, как многие государственные деятели боялись смело высказаться в силу угодничества, подхалимства, карьеризма, но в то же время он подчеркивает в своих записках, что ордер на арест крупного специалиста не выписывался без визы наркома. Визы на арест подписывали все высокие руководители промышленности, сельского хозяйства, секретари обкомов и т. д. Руководители иностранных государств, в том числе Массарик, Бенеш, называли Сталину шпионов в пользу того или иного государства.
За многое в 1937 году нет прощения И. В. Сталину. Но сейчас, в период гласности, уж очень многие стараются всю вину переложить только на него одного. Я не могу с этим согласиться. Я, моя семья, близкие и дорогие, мои друзья очень пострадали в 1937 году. Бремя 1937 года я несла девятнадцать лет. Это бремя нес со мной и Михаил Ефимович. Его все время упрекали, что у него жена имеет сомнительную биографию, рекомендовали ему развестись со мной... Но нет в моей душе злобы.
Нет, я не могу согласиться, что виноват только один Сталин.
Мое мнение таково: 1937 год - великая победа мировых разведок. Это они развязали Вторую мировую войну. Это их методами были уничтожены миллионы советских людей. Это они имели план - уничтожить Советский Союз, великую Россию. Эти планы существуют и в настоящее время.
Нельзя забыть, что под руководством Сталина мы победили фашизм. Нельзя позволить под видом гласности вседозволенно порочить все и вся, и имя Сталина тоже, нельзя умалять его заслуги. Он многое сделал для нашей Родины.
Уже пора перестать рыться в грязном белье, воевать с покойниками и смешить весь мир. У русских с седой древности так заведено: о мертвых не говорят плохо - это не достойно живых, не делает им чести.
Сталин и 1937 год - наша печальная история. И за многое, многое нет ему прощения, но, как писал Н.Карамзин, о печальном, тяжелом надо говорить с грустью. Это наша история, это наше прошлое, а черных, темных пятен в нашей Истории было много и до эпохи Сталина. Но все равно это наша Родина, где мы живем и будем жить.
Почему, например, А.Барбюс в своей книге «Сталин» писал о нем как о сильном, волевом человеке, прекрасном военачальнике, способствовавшем успеху Революции и победившем врага еще в Гражданской войне? Анри Барбюс объективно, без конъюнктурных соображений разобрался в личности этого человека еще в ранние годы Советской власти, а мы позволяем теперь всю вину за прошлое валить только на одного Сталина? А где же был Блюхер, который подписал приговор на расстрел Тухачевскому? Где были Н. С. Хрущев, все секретари обкомов, крайкомов, министры, члены Политбюро? Почему они как бы ничего не видели и молчали? Только теперь все стали смелыми и храбрыми и прозрели...
И что самое главное - народ молчит, не испытывает ненависти к Сталину. Да и говорить сегодня легче, чем делать серьезное дело перестройки.
Прекрасно уважать старые традиции, присягу, ответственность перед обществом и Родиной. Нельзя воевать только с мертвецами. Я не сталинистка, я только современница очень прекрасной и жестокой эпохи. А вот злобы и ненависти у меня нет. И я отдаю дань уважения тому времени, в котором мне пришлось жить, трудиться, защищать Родину.
У человека должно быть что-то святое, должна быть вера. Без этого очень трудно жить на свете. А вера наша - гордость, любовь, преданность Родине. Это самое дорогое, что у нас есть. И за это наши русские люди, не задумываясь, отдавали свои жизни. В первую очередь мы должны быть гражданами своей Родины, своей истории, своего прошлого".
Previous post Next post
Up