Был ли Сталин антисемитом?

Dec 19, 2019 12:36

Если верить грузинскому меньшевику Раждену Арсенидзе, то о евреях Сталин неприязненно высказывался ещё в 1905 году, на встрече с бакинскими рабочими. «Ленин, - говорил Коба, - возмущен, что бог послал ему таких товарищей, как меньшевики! В самом деле, что это за народ! Мартов, Дан, Аксельрод - жиды обрезанные. Да старая баба В. Засулич. Поди и работай с ними. Ни на борьбу с ними не пойдешь, ни на пиру не повеселишься. Трусы и торгаши!..»
Источник: Из воспоминаний о Сталине // Новый журнал. Нью-Йорк, 1963. №72. С. 221

Но кто такой Арсенидзе? Это меньшевик, грузинский националист, в 1918 году министр юстиции в независимом правительстве Грузии. После установления советской власти в Грузии эмигрировал. Во время «холодной войны» сотрудничал с радио «Свободная Европа». Нельзя назвать его воспоминания независимым источником.
Указывая на преобладание евреев в меньшевистской фракции Лондонского съезда РСДРП, Сталин писал: «…Не менее интересен состав съезда с точки зрения национальностей. Статистика показала, что большинство меньшевистской фракции составляют евреи (не считая, конечно, бундовцев), далее идут грузины, потом русские. Зато громадное большинство большевистской фракции составляют русские, далее идут евреи (не считая, конечно, поляков и латышей), затем грузины и т. д. По этому поводу кто-то из большевиков заметил шутя (кажется, тов. Алексинский), что меньшевики - еврейская фракция, большевики - истинно-русская, стало быть, не мешало бы нам, большевикам, устроить в партии погром.
А такой состав фракций не трудно объяснить: очагами большевизма являются главным образом крупнопромышленные районы, районы чисто русские, за исключением Польши, тогда как меньшевистские районы, районы мелкого производства, являются в то же время районами евреев, грузин и т.д.»
Источник: «Лондонский съезд РСДРП (записки делегата)». Газета “Бакинский Пролетарий” №№ 1 и 2; 20 июня и 10 июля 1907 г. Подпись: Коба Иванович.
Но и тут была шутка над евреями не самого Сталина, а другого делегата съезда.

Н.С. Хрущев в своих воспоминаниях писал, что якобы Сталин в частных разговорах, когда дело касалось евреев, передразнивал их говор:
«Вообще большим недостатком, который я видел у Сталина, было неприязненное отношение к еврейской нации. Он вождь, он теоретик, и поэтому в своих трудах и в своих выступлениях он не давал и намёка на это. Боже упаси, если бы кто-то сослался на его разговоры, на его высказывания, от которых явно несло антисемитизмом.
Когда ему приходилось говорить о еврее, он всегда разговаривал от имени еврея со знакомым мне утрированным произношением. Так говорили несознательные, отсталые люди, которые с презрением относились к евреям, коверкали язык, выпячивали еврейские отрицательные черты. Сталин это тоже очень любил и у него выходило неплохо».
/Никита Хрущёв. Воспоминания/.

И, действительно, у Сталина нет ни одного высказывания в официальных его выступлениях или в документах, которое можно было бы назвать антисемитскими. Наоборот, он часто клеймил антисемитов. Его близкие родственники были в браке с евреями. У его дочери Светланы первый поклонник был кинорежиссер Алексей Каплер. Сорокалетний Каплер был женат, у него было много любовниц, поэтому Сталин, естественно, не хотел такого зятя или любовника своей дочери. Говорят, что Каплера через работников госбезопасности не раз предупреждали, чтобы он перестал кружить голову 16-летней девушке. Каплер этих советов не слушал и оказался в ссылке в Воркуте на 5 лет. Но, наверное, не как еврей, хотя это и было грубым нарушением социалистической законности. А Светлана за это время вышла замуж за Григория Морозова, тоже еврея и у них родился сын. Говорят, что Сталин своего зятя за эти годы ни разу увидеть не пожелал, а молодые прожили вместе около 4-х лет и развелись, но на судьбе Морозова это никак не отразилось, он в 1949 году окончил МГИМО и получил работу в МИДе СССР, а 1960-х годах преподавал на кафедре международного права МГИМО.
Сталин хорошо разбирался в еврейском вопросе. Ещё в 1913 году в статье “Марксизм и национальный вопрос” он писал: “...вопрос о национальной автономии для русских евреев принимает несколько курьёзный характер - предлагают автономию для нации, будущность которой отрицается, существование которой нужно ещё доказать!”
Но в 1934 году на Дальнем Востоке, на свободных землях была создана еврейская автономная область. 28 мая 1934 года Михаил Калинин на встрече с еврейскими активистами Москвы заявил, что преобразование области в республику - это вопрос времени и что правительство видит в этом проекте национальное еврейское государство. В США в 1935 году был образован Американо-Биробиджанский комитет, помогавший еврейским переселенцам. В 1945-1948 годах в область поступало продовольствия из США. В 1947 году в Биробиджане была открыта синагога, расширено преподавание языка евреев, а работницам биробиджанской швейной фабрики разрешили не работать в Йом-Киппу.
У Молотова была, в отличие от Хрущева, другая точка зрения:
«Сталин не был антисемитом, как его порой пытаются изобразить. Он отмечал в еврейском народе многие качества: работоспособность, спаянность, политическую активность. У них активность выше средней, безусловно. Поэтому есть очень горячие в одну сторону и очень горячие в другую. В условиях хрущёвского периода эти, вторые, подняли голову, они к Сталину относятся с лютой ненавистью. Однако в царских тюрьмах и ссылках их не так много было, а когда взяли власть, многие сразу стали большевиками, хотя большинство из них были меньшевиками»
Источник: /Вячеслав Молотов. Из дневника Ф. Чуева/.

И некоторые евреи считают, что всё-таки Сталин не был антисемитом:
«После конфликта с Троцким руководитель Советского государства начал очищать партию и правительство от сионистов, поняв, как опасна их идеология и игры. К сожалению, началась вторая мировая война, во время и после окончания которой Сталин не мог продолжать эту борьбу, каждую минуту занимаясь проблемами армии, экономики, ликвидацией разрухи. Но, понимая всю разрушительность сионизма, Сталин, тем не менее, признал Израиль, видимо, желая, чтобы евреев в России стало меньше».
/Доктор Шаабан Хафез Шаабан. “Кто освободит эти страны от сионистских мудрецов”. 1998/.

Видимо, Сталин отличал евреев-коммунистов, от евреев-националистов.
«17 и 18 мая 1948 г. Т. Хейфиц направил две записки в ЦК ВКП/б/, в которых сообщал, что в ЕАК во всё возрастающих количествах обращаются люди с просьбой поехать в Палестину “...для участия в борьбе с агрессорами и фашистами”... Предлагалось на добровольные пожертвования построить эскадрилью самолётов и назвать её “Иосиф Сталин”. В некоторых случаях аналогичные письма, поступавшие из провинции, стали пересылать “в УМГБ по месту жительства».
С приездом в СССР в сентябре 1948 г. первого израильского посла Голды Меир, её появления на улицах Москвы, посещения синагоги, Госета превращались в демонстрации тысяч советских евреев. Именно в это время И. Фефер сказал жене: «Они нам этого никогда не простят».
/А. Вайсберг. “Новые источники по истории Еврейского антифашистского комитета в СССР”. 1992/

Константин Симонов вспоминал: «Когда начали обсуждать роман Ореста Мальцева «Югославская трагедия» И.В. Сталин резко спросил: «Почему Мальцев, а в скобках Ровинский? В чём дело? До каких пор это будет продолжаться? В прошлом году уже говорили на эту тему, запретили представлять на премию, указывая двойные фамилии. Но, видимо, кому-то приятно подчеркнуть, что это еврей. Зачем это подчёркивать? Зачем это делать? Зачем надо насаждать антисемитизм? Кому это надо? Раздражённая тирада Сталина на меня лично произвела сильное впечатление. По разным поводам я сталкивался в разговорах с людьми разных поколений с мнением, что Сталин не любит или, во всяком случае, недолюбливает евреев; сталкивался и с попытками объяснить это многими причинами, начиная с его отношения к Бунду и кончая приведением списка его основных политических противников, с которыми он в разное время покончил разными способами, списка, во главе которого стояли Троцкий, Зиновьев, Каменев и многие другие сторонники Троцкого и левые оппозиционеры».
/Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. 1988/.
Но, где же здесь антисемитизм? Наоборот, зная, что как раз в народе ещё жив антисемитизм, Сталин и возмутился: «Но, видимо, кому-то приятно подчеркнуть, что это еврей. Зачем это подчёркивать? Зачем это делать? Зачем надо насаждать антисемитизм?» Тут не совсем понятно, кто это подчёркивал: евреи или антисемиты? Во всяком случае, книга Мальцева "Югославская трагедия" была издана в 1952 году и удостоена Сталинской премии.

Что в народе был жив ещё антисемитизм подтверждает и Троцкий:
«Дело зашло так далеко, что Сталин оказался вынужден выступить с печатным заявлением, которое гласило: “Мы боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева не потому, что они евреи, а потому, что они оппозиционеры и пр.”. Для всякого политически мыслящего человека было совершенно ясно, что это сознательно двусмысленное заявление, направленное против “эксцессов” антисемитизма, в то же время совершенно преднамеренно питало его. “Не забывайте, что вожди оппозиции - евреи”, таков был смысл заявления Сталина...»
/Л. Троцкий. Термидор и антисемитизм/.

Троцкий выставляет события так, что, якобы, оппозиционеров снимали с партийных постов не как оппозиционеров, а как евреев:
«После перехода Зиновьева и Каменева в оппозицию положение резко изменилось к худшему. Теперь открылась полная возможность говорить рабочим, что во главе оппозиции стоят три “недовольных еврейских интеллигента”. По директиве Сталина Угланов в Москве и Киров в Ленинграде проводили эту линию систематически и почти совершенно открыто. Чтоб легче демонстрировать перед рабочими различие между “старым” курсом и “новым”, евреи, хотя бы и беззаветно преданные генеральной линии, снимались с ответственных постов. Не только в деревне, но даже на московских заводах травля оппозиции уже в 1926 году принимала нередко совершенно явный антисемитский характер. Многие агитаторы прямо говорили: “Бунтуют жиды”.
/Л. Троцкий. Термидор и антисемитизм/.

На самом деле в то время антисемитизм в народе поощрять вовсе не требовалось.
Из сводки ОГПУ о проявлениях антисемитизма:
Московская губерния. 28/Х. Наблюдается широкое распространение антисемитского настроения среди рабочих Машиностроительного завода им. Ильича (б. Михельсон), рабочих - 600 человек. Особенно резкий антисемитизм проявился во время лекции прикрепленного к заводу студента Гольденгорна, по адресу которого раздавались выкрики: "везде жиды управляют русскими, зачем ты, жид, приехал в Москву разводить агитацию".
Донбасс. На Горловском руднике № 1 Артемовского округаа отмечено недовольство рабочих на то, что среди студентов-практикантов преобладают евреи. Рабочие по этому поводу говорят: "Смотри, на наши деньги учится не наш брат, а вот кто. Будет над нами начальство - евреи. Посмотри-ка, много их на производстве? Безусловно, меньше, чем русских, начальством будут только жиды".
Житомирский округ. Среди безработных сильно развит антисемитизм. Многие указывают на то, что теперь "царство жидов, посмотришь по учреждениям, и просто дивишься, куда девались русские и откуда понабралась такая масса жидов. Ждем не дождемся, когда страна оживет вновь и бразды правления перейдут в руки русских". 18 сентября группа демобилизованных красноармейцев из дома безработных, напившись на базаре, по дороге в военкомат для регистрации, избила несколько евреев, а также комвзвода Донецкого полка. Другая группа безработных - демобилизованных красноармейцев, возвращаясь пьяными с базара, также избила одного еврея с криками "бей жидов, спасай Россию", и когда милиционер, намеревался арестовать хулиганов, те избили и милиционера. А один из безработных разъезжал на извозчике в пьяном виде и кричал: "Да здравствует война - бей жидов, спасай Россию".

До конца 40-х годов отношение к Сталину большинства евреев в СССР и в мире было всё-таки положительным. Но после начала компании против «космополитов» и «дела врачей» отношение изменилось. В феврале 1953 года в Израиле членами националистического «Црифинского подполья» на территории советского посольства была взорвана бомба. Вот как некоторые религиозные евреи описывают то время:
«За железным занавесом евреи всего мира отмечали весёлый праздник Пурим. В Нью-Йорке, в центральной синагоге Хабада, шёл праздничный фарбренген. Ребе говорил слова Торы. Неожиданно, без всякой связи с предыдущим, Ребе стал рассказывать историю об одном еврее, который, как-то приехав в Петербург по делам, очутился в толпе в тот момент, когда по улице проезжал царь Павел I. Народ, приветствуя царя, громко кричал “ура! ура!”. Герой рассказа был простым человеком из местечка, плохо понимал русский язык и не знал, что такое “ура”. Он подумал, что кричат “гу ра”, означающее “он - плохой”, и, дабы не выделяться из толпы, стал вместе со всеми громко кричать “гу ра! гу ра!”. А через несколько дней царь Павел умер. На него было совершено покушение. “Поэтому, - предложил Ребе, - давайте и мы сегодня, как тот еврей, вместе прокричим: “гу ра!”. Присутствовавшие были в полном недоумении. Какая странная история. Почему Ребе рассказал её сейчас? Никто ничего не понимал, но Ребе просит - и тысячи хасидов и гостей, собравшихся на фарбренген, громко скандировали “гу ра! гу ра!..”.
Сталин умер через 3 дня после Пурима. Удар случился с ним в Пурим...»
/“Лехаим”. Московская религиозная еврейская община “Марьина роща”. 1994, № 27/.
Previous post Next post
Up